Выбрать страницу

Как было организовано научное сопровождение строительства КАД?
При составлении проекта КАД предусматривалась отдельная статья «научное сопровождение». Но «Росавтодор» счел ее использование нецелесообразным, поскольку дорожная наука — прерогатива самого «Росавтодора».
Будучи держателем бюджета, он сам должен выбирать темы и проводить конкурсы. Поэтому нашу Дирекцию такими функциями не наделили. Тем не менее, необходимость привлечения ученых для решения если и не фундаментальных, то оперативных вопросов периодически возникает. Но занимаемся этим не мы, а подрядные организации. При возникновении каких‑либо проблем по нашей инициативе работы прекращаются, и подрядная организация привлекает для их решения ученых. Иногда для большей объективности работа поручается двум независимым экспертам.
А проблемы возникают самые разные и порой совсем неожиданные. При устройстве земляного полотна на подъезде к г. Ломоносову мы столкнулись с тем, что одна половина восьмиметровой насыпи на участке 70 м по непонятным причинам начала осаживаться. Согласно геологическим и гидрогеологическим исследованиям и проведенным расчетам этого не должно было быть. Геологи пробурили новые скважины — но ничего, что могло бы пролить свет на причины осадки, не нашли. Разобраться в этой ситуации удалось с помощью сотрудников одной из кафедр Санкт-Петербургского горного университета.
Оказывается, бывают грунты, которые в нормальных условиях ведут себя прогнозируемо, но после появления нагрузки, а тем более после того, как их уплотнили вибрационными катками, меняют свои свойства. Это происходит вследствие изменения их структуры. Вода из слоев, которые при расчетах даже не принимались во внимание, приводится в движение.
Промежуточные слои начинают ослабляться. И где‑то на глубине 5 м формируется прослойка, которая под воздействием воды начинает вести себя вопреки всем расчетам. Сегодня проектировщики разрабатывают решения, как вернуть грунтам необходимую несущую способность.
В большинстве случаев ученые откликаются на предложения о сотрудничестве, поскольку им самим чрезвычайно интересно принять участие в живом деле. Подрядчики, в свою очередь, активно сотрудничают с наукой, будучи заинтересованы в максимально качественном и не вызывающем неоднозначных толкований результате работ. Другое дело, что сама отечественная дорожная наука по понятным причинам переживает не самые лучшие времена.
Но это, как принято говорить, тема для отдельного разговора.