Выбрать страницу

Погосов Рауф Борисович

О некоторых проблемах таможни

Небольшое вступление.

На мой взгляд проблемы с таможней возникают по целому ряду причин, в основе которых: несовершенство законодательства, слабая инфраструктура, кадровый вопрос ( и много другое).

 

Федеральная таможенная служба (ФТС) предпринимает значительные усилия для решения этих проблем, внедряя современные информационные технологии, обучает кадры, разрабатывает новые технологии контроля и совершения таможенных операций, которые позволяют значительно упростить прохождение таможни. Вместе с тем, зачастую таможенникам приходится выполнять противоречивые по своей сути задачи: с одной стороны упрощать процедуры, содействовать увеличению товарооборота и тем самым взимать больше платежей, с другой стороны — осматривать и досматривать товары, при этом это должны быть эффективные досмотры, в результате которых выявляются нарушения и преступления, корректировать таможенную стоимость и коды товаров и т.п. Все это происходит на фоне довольно непростого формирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

 

Зачастую и ФТС тоже «отрывается от земли», выдумывая различные показатели оценки работы подчиненных подразделений, издавая нормативы, которые впрямую отрицательно влияют на перемещение товаров и порождают излишнее администрирование.

 

Небольшие примеры. Так при ввозе товаров из Ирана можно выделить следующие проблемы: 1) проведение таможенного осмотра контейнеров с применением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) в порту: ввозится контейнер со стеклом для изготовления стеклопакетов, после проведения таких осмотров, когда контейнер несколько раз ставится и снимается со специальной площадки, значительная часть стекла бьется. Ни разу не выявлено нарушений, тем не менее есть требование осматривать все, чтобы дорогостоящие МИДК не простаивали. Участник ВЭД вынужден после нескольких таких осмотров, отказаться о поставок, даже несмотря на выгодные экономические условия. То же самое происходит с целыми пароходами с цементом, который невозможно просветить с помощью МИДК, но все равно светят, при неоднократно, не находя ничего. Убытки колоссальные. Вроде бы должен работать принцип выборочности, система управления рисками, на деле все наоборот.

 

2) проблема таможенной стоимости тех же иранских грузов. Требования корректировки таможенной стоимости отдельных товаров, приводит к тому, что грузы уходят из России на Казахстан, а потом попадают в России. В Казахстане и подход к вопросам таможенной стоимости проще и еще целый ряд упрощений по сравнению с российским контролем (например, контроль прав интеллектуальной собственности — в России «гайки закручены», в Казахстане свободно).

 

3) проблема обеспечения перемещения товаров морским транспортом транзитом через территорию России ( например из Каспия в Черное море). Либо огромные депозиты, либо обращайся к фирмам-посредникам и плати значительные средства. Ни разу не было случаев недоставки товара, вместе с тем, «система работает» и не создает привлекательность России для транзита, а деньги текут не в бюджет страны.