Выбрать страницу

Историческая справка. 10 января 1863 года произошло главное событие в истории метростроения — пуск первого в мире 3,6-километрового подземного участка внеуличной железной дороги на паровозной тяге в Лондоне. Подземная дорога, построенная по инициативе инженера Грейтхеда и соединившая Северный и Западный вокзалы при помощи тоннелей, получила название «Metropolitan RailWay», т.е. столичная железнодорожная линия, отсюда и название этого вида транспорта. Концессия на его постройку была выдана парламентом еще в 1853 году, до появления конно-железных дорог, когда уличное экипажное и омнибусное движение перестало справляться с разгрузкой загроможденных людьми и товарами улиц. Несмотря на то, что поездки в заполненных паровозным дымом и копотью тоннелях были далеко не комфортабельными, практическая целесообразность движения превзошла все ожидания, и уже в год пуска парламентская комиссия одобрила сооружение подземной кольцевой линии общей протяженностью 30 км. Она открылась в 1884 году благодаря огромным затратам труда и материальных средств. На одном из ее ответвлений в 1868 году был построен подводный тоннель Брюнеля, который по своему «возрасту» на сегодняшний день является наиболее старым участком Лондонского метрополитена.

Первое метро в Лондоне

Поездка в вагоне Лондонского метро. Старая фотография.

Интерес к новому виду внеуличного транспорта и одновременно настороженность к перспективе испытывать удушье в тоннелях сразу же проявились во многих странах мира, в том числе и в России.

Электротяга поездов была введена только в 1890 году на подземной Южно-Лондонской линии, что, бесспорно, повысило интерес к метрополитену в связи с возможностью освободить тоннели от паровозного дыма. Первая электрифицированная подземная магистраль соединила район Сити с Южно-Лондонской железной дорогой. Чтобы не опускаться под землю, внеуличные рельсовые пути на некоторых метрополитенах мира стали прокладывать на эстакадах. Первые надземные линии с канатной тягой (замененной в 1871 на паровую, а в 1890 — на электрическую) появились в Нью-Йорке в 1868 году (через 10 лет протяженность их превысила 50 км), затем в Чикаго (1892). Несколько позднее метрополитен получил «прописку» и в других городах мира: Будапеште (1896), Глазго (1896), Бостоне (1897), Париже (1900), Берлине (1902), Филадельфии (1907). Гамбурге (1912), Буэнос-Айресе (1913), Мадриде (1919), Барселоне (1924), Афинах (1925), Токио (1927), Осаке(1933).

Проектирование, строительство и эксплуатация линий метрополитена нередко велись конкурирующими фирмами, вследствие чего эти линии в ряде случаев не составляли единой сети, иногда отличались шириной колеи, напряжением в контактной сети (например, в Японии).