Выбрать страницу

Вот уже пять лет Казахстан, Россия и другие постсо­ветские государства, большинство из которых объединилось в Содружество Независимых Государств, развиваются в ус­ловиях новой политической реальности, как равноправные субъекты мирового правопорядка. Но процесс созидания новых независимых государств, открытых демократических общественных систем только начался.

 

Уже хорошо видно, что на первом этапе, в 1991 — 1992 гг., когда была особенно сильна центробежная тен­денция, накопленная в недрах единого союзного, центра­лизованно управляемого государства, именно Содружество со всеми своими институтами — Советом глав государств, советами глав правительств, министров иностранных дел, министров обороны — позволило в известной степени сде­лать менее болезненным этот, казавшийся неизбежным, разрыв.

Прошедшие годы, между тем, показали, что переход к качественно новым взаимоотношениям со своими бли­жайшими соседями не так прост. Стереотипы прежней гео­политики оказались более цепкими, чем можно было ожи­дать. В то же время годы самостоятельного развития новых независимых государств также не только удовлетворили осоз­нанные и «идеальные» устремления к суверенности, но и показали границы практической «независимости» друг от друга стран и народов, веками живших рядом. Степень об­щей взаимосвязанности стала зримей, так же, как и сте­пень взаимозависимости в экономике, вопросах обороны, в мире науки и культуры, в сфере многогранных человече­ских отношений.

Как отмечал Президент НАНазарбаев, господство­вавшая во всех странах СНГ первоначальная эйфорическая надежда на то, что с крушением старого режима повсеме­стно довольно скоро утвердятся и гражданское общество, и демократическое государство наподобие западных демокра­тий, оказалась утопией.

Хорошо известно, что Президент Казахстана не был сторонником скоропалительного Беловежского процесса, а после фактического развала единого союзного государства всегда последовательно выступал за максимальное сохра­нение и воссоздание новых связей между бывшими брат­скими республиками — будь то на двусторонней основе, в рамках СНГ либо в иной интеграционной модели.

Развитие событий в последующий период — в 1993 — 1995 гг. — со всей определенностью показало правовую, по­литическую и практическую недостаточность СНГ как ин­теграционного института, на который возлагаются столь обширные и универсальные функции.