Выбрать страницу

Нормативная база в таможенном деле должна состоять из двух компонент:
1) документы, устанавливающие те или иные правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
2) набор инструкций должностным лицам таможенных органов по осуществлению таможенного контроля соблюдения установленных правил.

1) Нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок перемещения товаров и транспортных средств, должны приниматься на уровне не ниже постановления Правительства.
Это должны быть документы прямого действия, не предполагающие издания других документов отдельными министерствами и ведомствами за исключением инструкций должностным лицам государственных органов, участвующих в реализации нормативного акта правительства. Общее количество документов должно быть минимальным, чтобы не затруднять участникам ВЭД ориентирование в них. (Сейчас для того, чтобы определить необходимость сертификации ввозимого товара, необходимо изучить несколько решений Комиссии Таможенного союза, два-три постановления Правительства и свыше десятка технических регламентов. в таких условиях вероятность допущения ошибки вполне законопослушным участником ВЭД крайне велика).
При этом Минюст должен производить экспертизу проектов документов на однозначность толкования их положений и отсутствие коррупционной составляющей в тексте документов. Обязать Минюст публиковать результаты этих экспертиз на своем официальном сайте. Это позволит осуществлять общественный контроль за деятельностью и самого Минюста.

2) Нормативная база для должностных лиц таможни должна содержать подробные и конкретные инструкции по их действиям на различных этапах таможенного контроля. Эти инструкции должны представлять собой жесткие алгоритмы поведения инспектора в зависимости от складывающейся ситуации, не давая ему возможности самостоятельного выбора решения. Такая схема построения инструкции препятствует инспектору принять решение, выгодное ему самому или его «заказчику». Эти документы также должны проходить экспертизу в Минюсте.