Выбрать страницу

Кутин Сергей Леонидович

Нидерланды

 

Источники:

 

Отчет «Технико-экономическое обоснование для «Единого окна» для очистки экспорта и импорта в аэропорту Внуково» http://www.tsouz.ru/db/it/conf/Documents/UNECEdocs

 

Система электронного «единого окна» (ЭЕО) в амстердамском аэропорту «Шипхол»

Система электронного «единого окна» (ЭЕО) действует в аэропорту Шипхол в г. Амстердам. Шипхол является центром для двух важных перевозчиков груза: KLM и Martinair. Среди иностранных перевозчиков груза такие как, например, Сингапурские авиалинии, авиалинии Малайзии, авиалинии Японии, авиалинии Эмиратов, North West Airlines, Jade и Air Bridge Cargo. Наличие международных экспедиторских компаний и множества европейских центров дистрибуции (в виде таможенных складов) сделало этот аэропорт 4-м крупнейшим грузовым аэропортом в Европе.

 

Ключевым фактором успеха в развитии аэропорта Шипхол является развитие системы обработки и распределения грузов, которая основывается на философии «единого окна». Система распределения грузов была разработаны и введена в эксплуатацию частной компанией «Каргонавт». Данная система грузов отражает концепцию «единого окна», при помощи которого она связывает заинтересованных представителей бизнес-сообщества с различными государственными службами.

 

Основные принципы философии «единого окна»

 

— возможность, которая позволяет сторонам, вовлеченным в торговлю и транспортировку, стандартизировать используемую в бизнес-процессах информацию и документацию с помощью «одного окна» (пункта пропуск через границу) для выполнения всех требований по импорту, экспорту и транзиту товаров.

 

— в электронном виде такая информация вносится в систему заинтересованным лицом один раз

 

— более развитая электронная версия «единого окна» — так называемая «система грузов» или «служба сообщества», когда несколько заинтересованных участников бизнес-процессов коллективно создают и обслуживают информационный поток в конкретном месте дислокации, например, в авиационном терминале грузоперевозок.

 

Бизнес-модель «Каргонавта»

 

«Каргонавта» предлагает индустрии воздушных грузовых перевозок и соответствующим государственным учреждениям решения на основе современных информационно- коммуникационных технологий. Эти решения сосредоточены на обмене информацией внутри отрасли (модель бизнес-бизнес) и обмене между бизнесом и государственными контролирующими и другими органами (модель бизнес-государственные органы).

 

Модель осуществления платежей варьируется в зависимости от типа информации и бенефициара от обмена этой информацией. Зачастую взимается плата за электронные сообщения или плата за номер, присвоенный каждой партии груза (за каждую партию груза может взиматься плата за несколько сообщений). Уровень платы основан на объеме сообщений, а также типе услуг, в результате чего она может варьироваться от нескольких центов до нескольких евро. Например, если «Каргонавт» предлагает свои услуги таможенным брокерам (часто ними выступают экспедиторские компании) с целью удовлетворить юридические требования обмена информацией между ними и таможенными органами, основным бенефициарием в таком случае является таможенный брокер, который и должен платить.

 

Текущий портфель клиентов состоит из более шестисот клиентов в различных сегментах. Среди этих сегментов авиакомпании, операторы (обработчики), экспедиторы, таможенные брокеры), агенты по продажам, автотранспортные компании, аэропорты и государственные учреждения. Они обмениваются более чем 70 мил. электронных сообщений с помощью системы «Каргонавт».

 

Основные услуги «Каргонавт» приведены ниже:

 

1. Услуга обработки сообщений

 

Основной и наиболее важной составляющей «единого окна» является услуга обработки сообщений, таких как маршрутизация, аутентификация, форматирование и проверка, преобразование сообщений и хранение данных в информационных хранилищах (архиве). Различные виды информации могут участвовать в информационном обмене в рамках одного бизнес-сообщества (авиаперевозки), а также переданы в заинтересованные государственные органы. Среди таких типов информации авианакладные, экспедиторские авианакладные, грузовой манифест, обновления грузового статуса, обновления статуса перелета, различные виды деклараций (таможенная, фитосанитарная и ветеринарная) и нескольких местных видов сообщений.

 

2. Решения для прибывающих и отправляющихся авиарейсов

 

Все коммуникации между представителями бизнеса и таможни, касающиеся импорта, экспорта и транзитных деклараций, осуществляются «Каргонавтом». Так как вся логистическая информация также направлена через «Каргонавт», система может связать всю информацию и предоставить таможне основную информацию по полету. Это означает, что предоставляется не только грузовой манифест, но и более детальная информация, как например, авианакладные и экспедиторские накладные. Как результат, таможня имеет доступ к всеобъемлющей информации , что позволяет проводить анализ рисков и инспекции. Работники таможни регистрируют и анализируют эту информацию в своих собственных системах.

 

3. Виртуальная свободная таможенная зона

 

«Каргонавт» разработала виртуальную свободную таможенною зону под названием DGVS, которой нет аналогов в мире. В рамках этой виртуальной зоны, под таможенным контролем происходит свободный обмен поставками между различными компаниями без представления транзитной декларации. Например, компания по наземной обработке грузов может передать выпущенный таможней импортный груз непосредственно в транспортно-экспедиторскую компанию, не запрашивая таможенной декларации с отметками о выпуске. Это стало возможным благодаря тому, что участники свободной зоны предоставляют «Каргонавту» обновленную информацию о статусе всех своих поставок. «Каргонавт» разработал приложение для бизнеса и таможенных органов, позволяющее таможне контролировать весь процесс обмена такими поставками грузов, не запрашивая дополнительных транзитных деклараций (доступная информация о статусе груза может быть повторно использована среди представителей бизнеса).

 

4. Услуги для других государственных контрольных органов

 

Среди другихгосударственных контрольных органов, которые проводят инспекции и получают информацию заранее, ветеринарные органы инспекции, органы инспекции здоровья растений. Они получают так называемые ветеринарные декларации и фитосанитарные декларации. Декларация используется для того, чтобы в обязательном порядке информировать соответствующие учреждения об импортных грузах, пересекающих границу (декларацию не следует путать с так называемым сертификатом, который часто выдается государственными учреждениями в месте отправления груза). Эти специфические декларации согласованы с таможенной декларацией (аналогичные поля для заполнения /стандарты) и имеют несколько дополнительных полей для внесения специфической информации.

 

5. Таможенные процедуры при экспорте и импорте

 

Импорт

 

Авиакомпания предоставляет свой грузовой манифест таможне в электронной форме до прибытия груза. Это отправная точка для всех последующих таможенных процедур. Большинство экспедиторов и все наземные компании-обработчики имеют таможенные склады для хранения не оплаченных пошлиной товаров. Благодаря виртуальной свободной таможенной зоной партии товаров могут подлежать обмену между такими таможенными складами без оформления таможенных документов по транзиту. Альтернатива — оформление транзитной декларации для перемещения партий товаров под таможенным контролем, что является сравнительно трудоемким процессом. В конечном итоге составлена импортная декларация на товары для выпуска таможенным органом. Декларации предоставляются в электронном виде, и таможня дает свой ответ напрямую (например, в течение нескольких минут, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю). Ответ может быть: уведомление о том, что груз выпущен (более чем в 95% случаев), просьба представить сопроводительные документы в таможню, или уведомление о требовании пройти таможенный досмотр.

 

Экспорт

 

Процесс экспорта похож на процесс для импорта. Грузовой манифест в данном  случае используется для закрытия всех процедур, после того как партия экспорта  покинула Европейский Союз.

 

Вся соответствующая информация о грузах подается воздушно-транспортными компаниями таможне в электронном виде, до прибытия или отбытия. Автоматизированные процессы облегчают все процедуры, касающиеся декларирования и помогают сопоставить их с предоставленными данными по отгрузке. Таким образом, для таможни цепочка поставок грузовых авиаперевозок становится прозрачной, что позволяет обеспечить полный контроль всей цепочки поставок грузов. Благодаря полной прозрачности может быть создан целенаправленный и сокращенный режим проверки, а проверка документов может производиться позднее.

 

На основе анализа рисков, только часть этих поставок проверяется на основе выборочных критериев. Анализ рисков фокусируется, например, на определенных видах товаров, торговых партнерах или подозрительных компаниях, занимающихся грузами. Большинство грузов с (доказанным) ограниченным риском могут проходить таможенную процедуру напрямую, если таможней не указано иное.

 

Преимущества очевидны: несмотря на сокращение проверок, таможня способна осуществлять контроль за цепочкой поставок воздушных перевозок. В тоже время, отрасль воздушных перевозок может обеспечить эффективную цепочку поставок при уменьшении материальных и временных издержек, помех, вызванных контрольными мероприятиями таможенных и других государственных органов.

 

Предложения:

 

Можно применить большинство из описанных процедур.

 

Целесообразность создания как отдельного документа фитосанитарной и ветеринарной деклараций сомнительна, для этого можно использовать специальные разделы единого таможенного документа.