Выбрать страницу

В статье рассмотрены актуальные проблемы мотивации труда персонала, определено их влияние на эффективность деятельности предприятия.
Ключевые слова: мотивация труда, материальное стимулирование, управление персоналом, мотивационный механизм.
Постановка проблемы. Одним из признаков успешного и конкурентоспособного функционирования предприятия является совокупность методов и способов, которые использует руководство для повышения эффективности организации работы персонала. Низкие показатели оплаты труда, приспособленные для максимальной реализации трудового потенциала рабочие места, неэффективная законодательная система — все это сдерживает полную отдачу наемных работников в высокопроизводительной работы. Человек, который получает минимальную заработную плату, не заинтересован работать ради эффективности деятельности предприятия, что приводит не только к потерям современного общественного продукта, но и негативно сказывается на динамике экономического роста страны.
Именно поэтому, перед руководителями больших и малых фирм, предприятий стоит острая проблема создания единого научно обоснованного механизма, методов, способов мотивации труда персонала, которые бы позволили заинтересовать работников выполнять работу качественно, продуктивной и конкурентоспособной.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам мотивации труда, поведении людей в условиях постоянных поощрений на рабочих местах, исследования различных методов и способов стимулирования работы персонала предприятий было посвящено множество научных работ иностранных и украинских ученых: Кузьмина, Б. М. Генкина, В. И. Герчикова, В. В. Козлову, Н. Ф. Наумову, Дж. Адамса, Л. Берковиц, В. Врума, А. Маслоу, Р. Оуэна, Л. Портера, Б. Скиннера, Л. Брентано, Т. Веблена, Д. Врума, А. Маслоу, К. Маркса, А. Маршалла, А. Смита, М. Туган-Барановского, Х. Хекхаузена, С. Адамса, К. Альдерфера, Ф. Герцберга, Э. Лока, Э. Лоулера, Л. Портера, Б. Скинера, Ю. Зайцева, М. Карлина, А. Колот, Т. Костышина, Л. Кривенко, Г. Куликова, В. Лагутина А.
Цель статьи — определить сущность, роль и структуру мотивационного механизма труда как общественной формы в системе управления предприятием.
Движущие мотивы работающего лица играют одну из значимых ролей в ее деятельности. Это относится как ко всем уровням управления, так и к сфере производства. Анализ структуры и источников формирования семейного бюджета специалиста позволяет судить об уровне его жизни. Доходы, им приобретаются, является стимулом для продолжения деятельности, совершенствования деловых и профессиональных качеств. В связи с этим необходимо исследование объективных факторов, которые создают независимые от субъекта условия его деятельности, и субъективных факторов (обработки внешних условий в сознании и психике людей). Факторы объективного характера рассматриваются как сфера внешних факторов деятельности (стимулов), а субъективные выступают как основа внутренних действующих факторов (мотивов).
Мотивация является одной из функций управления, которая играет важную роль в современном менеджменте. Она ориентирована на создание таких ситуационных условий, при которых удовлетворяются важнейшие потребности людей, обеспечивается общественная оценка их трудового вклада. Поэтому мотивацию целесообразно рассматривать не только как систему форм и методов направленного воздействия на сознание людей, созданных условий труда, а как комбинацию этих компонентов является воспроизводственными факторами производственной ситуации.
Анализ публикаций и собственные исследования в области мотивации обусловливают необходимость выделения некоторых подходов к определению сущности мотивации. В частности, современные определения понятия «мотивация» можно сгруппировать и выделить подходы,

Организация и проведение совместных корпоративных праздников (день компании, совместное празднование Нового года, важные события в жизни компании), на которых было бы присутствует и руководство, помогут сплотить и сблизить коллектив, сделают общение в неформальной обстановке более открытым и комфортным.
Одним из самых эффективных методов стимулирования труда является постоянный диалог и контакт руководства с персоналом. Роль руководителя состоит не только в установлении четких задач своим подчиненным, но и в умении использовать их креативный потенциал для развития компании, ориентироваться в текущих нуждах и пожеланиях работников, чтобы правильно строить мотивационную систему на предприятии. В статье предлагаются следующие пути установления диалога между персоналом и руководителем:
1. Проведение совместных совещаний, собраний, где будут выслушиваться новые и интересные идеи сотрудников, где каждый сможет предложить свой собственный вариант решения проблемных вопросов, внести определенные коррективы в существующие правила ведения бизнеса. При этом руководитель должен проявлять интерес и принимать существенные замечания, решения во внимание, недопустимо пренебрежение идеями и планами трудового персонала. Такие собрания помогут коллектива реализовать творческий потенциал, станут дополнительным мотивационным стимулом развивать себя в новых, неординарных образах.
2. Перед началом работы над новым проектом владелец фирмы должен выслушать все пожелания и стремления подчиненных, поощрить их работать с максимальной самоотдачей, профессионализмом, ведь, когда проект принесет успех — это будет достижением сплоченного, ответственного персонала и фирмы в целом.
3. Если возникают определенные конфликты, неприятные ситуации руководитель должен их обсудить индивидуально с лицом, выслушать все объяснения, дать мотивационные установки и только тогда принять конкретное решение. Неприемлема критика на глазах у всего рабочего коллектива, это может привести к пренебрежению трудовыми обязанностями, предоставить психологический толчок к негативных мыслей, притупить у рабочего желание работать плодотворно и эффективно.
Итак, мотивация трудовой деятельности — это действенный механизм в руках работодателей, который может привести к огромному успеху, или, наоборот, в полный упадок предприятия. Именно поэтому чрезвычайно важно установить определенные приоритеты эффективной и качественной работы; научиться учитывать интересы всех подчиненных; акцентировать внимание на конкретных и весомых проблемах; разрабатывать систему стимулов и поощрений продуктивной работы; выслушивать желания и потребности сотрудников, быть единой, целостной командой сплоченного и довольного коллектива.
Предложенные в данной статье методы и способы мотивации труда помогут украинским работодателям работать более продуктивно и эффективно; создадут доверительное отношение работника к руководству; сделают предприятие мощным игроком на рынке высококвалифицированной рабочей силы, которая производит качественную и конкурентоспособную продукцию.