Выбрать страницу

Морские нефтеперевозки

Непрерывное увеличение потребления энергии приводит к интенсификации добычи нефти и росту ее перевозок морским путем. Повышение экономичности грузоперевозок на судах с увеличением их размеров явилось одним из главных стимулов постройки крупнотоннажных танкеров. Они получили широкое распространение и составляют основную часть пополнения мирового наливного флота с конца 60-х годов.
Опыт эксплуатации значительного числа крупнотоннажных танкеров, спроектированный на базе правил, сложившихся в мировом судостроении за долгие годы постройки нефтеналивных судов малого и среднего тоннажа, выявил ряд проблем, связанных с пересмотром традиционной практики и норм проектирования танкеров.
Авария крупнотоннажного танкера „Торри Каньон» в 1967 г., которая привела к выливу в море свыше 100 ООО т нефти и имела заметные экологические последствия, явилась серьезным сигналом о повышенной опасности эксплуатации крупнотоннажных танкеров для окружающей среды.
Межправительственная морская консультативная организация — ИМКО при разработке Конвенции 1973 г. о предотвращении загрязнения с судов включила в нее специальные правила, существенно влияющие на конструкцию крупнотоннажных танкеров. В настоящее время ИМКО разрабатывает ужесточающие поправки к этой Конвенции.
В течение декабря 1969 г. на трех супертанкерах дедвейтом свыше 250 000 т произошли взрывы при мойке танков в балластном переходе. В результате танкер „Марпесса» затонул, а танкеры „Мактра» и „Конг Хаакон VII» получили значительные повреждения. Эти случаи, помимо напоминания эксплуатационникам и проектантам о необходимости повышения требований к безопасности крупнотоннажных танкеров, послужили толчком для исследования ряда новых проблем, связанных, в частности, с образованием на танкерах статического электричества.
Стремительный рост максимального дедвейта строящихся танкеров (за последнее десятилетие с 100 000 до 500 000 т и более) существенно
раздвинул границы понятая о крупнотоннажном танкере и породил новую терминологию, крупнотоннажные танкеры», „супертанкеры», „мамонты», LCC (LargeCrudeCarrier— большие перевозчики сырой нефти) и, наконец, VLCC (VeryLargeCrudeCarrier- очень большие перевозчики сырой нефти) — такова эволюция терминов в мировой технической литературе но мере возрастания размеров танкеров. Несмотря на значительный диапазон дедвейта, эти танкеры образуют один класс судов, объединенных общим подходом к их проектированию и эксплуатации.