Выбрать страницу

Принятие и реализация управленческих решений основано на данных о положении предприятия, возможных изменениях и дальнейших планах развития. Наиболее важными являются результаты аналитических расчетов, которые предоставляют информацию о фактическом финансово-экономическом положении предприятия.
Причиной анализа информации, отраженной в финансовой отчетности является доступность форм отчетности внутренним и внешним пользователям, высокая степень агрегированности данных, охватывающих все стороны деятельности предприятия, возможность проведения многопланового анализа финансового состояния.
Принятие управленческих решений требует глубоких теоретических знаний и наличие практического опыта. Одним из способов, который позволяет оптимизировать процесс принятия управленческих решений, является моделирование.
Возможности моделирования не в полной мере используются в сфере экономического анализа и в сфере управления предприятием. Поэтому наиболее важной является проблема принятия своевременных, объективных и эффективных управленческих решений.
Использование моделирования направлено на детальное изучение, максимальное совершенствования и получения оптимального результата путем построения моделей. Назначение аналитических моделей состоит в оптимизации формы экономической информации и методов исследования.
Использование моделей позволяет акцентировать внимание на основных тенденциях, процессах и явлениях.
Процесс моделирования условно можно подразделить на 3 этапа:
1. Организационный этап:
— Постановка цели моделирования;
— Выбор объекта моделирования;
— Определение элементов модели и взаимосвязей между ними, которые требуют изучения;
— Выбор метода моделирования.
2. Непосредственное моделирование включает процесс сборки модели и изучение составляющих ее элементов во взаимосвязи.
3. Реализация результатов моделирования направлена на практическое применение полученных теоретических результатов.
Целью проведения моделирования является оптимизация процесса управления хозяйственным субъектом, обеспечения своевременности принятия и реализации верных и объективных управленческих решений, направленных на достижение цели деятельности предприятия, на основе результатов анализа информации финансовой отчетности. Выбор объекта моделирования обусловлен результатами анализа — направлениями деятельности хозяйствующего субъекта, которые необходимо откорректировать. Отдельные элементы модели и взаимосвязь между ними определяют конечное состояние изучаемого объекта и направления реализации управленческих решений. Моделирование управленческих решений дает возможность обоснованно принимать верные и объективные решения.
Результаты анализа финансовой отчетности непосредственно влияют на содержание и реализацию управленческих решений. Если результаты проведенного анализа свидетельствуют о нормальном функционировании предприятия, то процесс управления сводится к поддержанию существующего финансово-экономического положения и дальнейшего его улучшения. Результаты анализа, которые свидетельствуют о негативных тенденциях в работе предприятия, является основанием для принятия и реализации управленческих решений, направленных на качественное улучшение деятельности.
Взаимосвязь результатов анализа с управленческими решениями
1. Неплатежеспособность предприятия:
1.1. Незначительная часть и тенденция к уменьшению ликвидных активов.
Посмотреть направления расходования средств, возможность получения кредита для пополнения оборотных активов.
1.2. Увеличение обязательств предприятия.
Повышение рентабельности деятельности для увеличения прибыли и погашения обязательств предприятия.
1.3. Нестандартные источники поступления значительного объема средств.
Активизировать работу по повышению эффективности основной деятельности предприятия
2. Низкий уровень деловой активности:
2.1. Снижение объемов реализации и суммы прибыли предприятия.
Провести маркетинговые исследования, направленные на стимулирование сбыта, изменить ассортимент реализуемой продукции с целью повышения рентабельности продаж.
2.2. Темпы роста товарооборота ниже, чем темпы роста основных фондов, оборотных активов, кредиторской задолженности, собственного капитала.
Увеличить товарооборот предприятия путем проведения рекламных кампаний, предоставление скидок, кредитов, дополнительных услуг: направлять свободные средства на пополнение оборотных активов высоколиквидными товарными запасами.
3. Неудовлетворительная финансовая устойчивость:
3.1. Высокая (более 50%) доля заемных средств и тенденция их дальнейшего роста.
Сократить доли заемных средств либо путем увеличения собственного капитала за счет роста прибыли, либо за счет погашения задолженности предприятия.
3.2. Снижение величины собственных оборотных средств.
Повысить рентабельность продаж с целью увеличения получаемой прибыли; сократить сумму вне оборотных активов за счет их ликвидации или реализации.
3.3. Темпы роста основных средств и нематериальных активов превышают темпы роста собственного капитала.
Пересмотреть источники финансирования вне оборотных активов за счет долгосрочного кредитования, увеличить прибыльность деятельности.
4. Нерентабельна деятельность:
4.1. Тенденция к снижению прибыли от основной деятельности.
Провести маркетинговые исследования, направленные на стимулирование сбыта продукции с одновременным поиском резервов и снижения издержек.
4.2. Превышение расходов над доходами.
Снизить сумму и удельный уровень затрат путем пересмотра как условно-постоянных, так и условно-переменных затрат.
4.3. Использование прибыли текущего периода на погашение убытков прошлых лет.
Увеличить сумму текущей прибыли для ускорения погашения убытков прошлых периодов.
Использование в практической деятельности позволяет оптимизировать процесс управления предприятием, снизить трудоемкость работы менеджеров, повысить эффективность их труда.
Принятие управленческих решений на основе результатов анализа финансовой отчетности дает возможность:
— Научно обосновать управленческие решения;
— Снизить трудоемкость управленческого процесса;
— Повысить вероятность принятия обоснованных управленческих решений;
— Вносить своевременные и объективные корректировки в процесс управления хозяйственным субъектом для достижения поставленной цели функционирования предприятия.