Выбрать страницу

15 ноября 1955 года сдан в эксплуатацию первый участок метрополитена в Ленинграде (Санкт-Петербурге) протяженностью 10,8 км с 8 станциями. В ноябре 1960 года открыто движение на первой линии Киевского метрополитена. В 1966-м вступил в строй метрополитен в Тбилиси, в 1967-м — в Баку.
Бывший Советский Союз занимал первое место среди стран мира по количеству городов с действующими метрополитенами и второе по общей протяженности сети. Метрополитены осуществляют перевозки пассажиров в одиннадцати городах России, трех — Украины, а также в столицах Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Армении и Белоруссии.
15 мая 2000 года отечественное метростроение отметило 65 лет со дня открытия движения поездов на первой линии Московского метрополитена.
Несмотря на сложные экономические условия переходного периода, география метростроения в России расширяется. Если до
1991 года развитие метрополитенов осуществлялось в шести городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге, то в последующие годы было начато строительство первых линий еще в пяти городах: Омске, Челябинске, Красноярске, Казани и Уфе.
Услугами метрополитенов в России пользуются в настоящее время свыше 5 млрд. пассажиров в год. Пассажиронапряженность сети отечественных метрополитенов очень велика: например, в Москве и Санкт-Петербурге она соответственно составляет 13,3 и 11, 6 млн. пассажиров в год на 1 км линии, что в 2,5 — 3 раза больше, чем на самых крупных метрополитенах мира.
При строительстве новых метрополитенов в городах страны прежде всего использовался московский опыт. Сооружение первого в стране Московского метрополитена явилось решающим этапом в развитии отечественного метростроения. Затем каждый город, где вновь строился метрополитен, вносил свой вклад в разработку и внедрение прогрессивных конструкций, современных технологий, передовых машин и механизмов, позволяющих вести горнопроходческие работы в любых инженерно-геологических и градостроительных условиях.
Метрополитен отличается большой пропускной способностью, регулярностью и высокой эксплуатационной скоростью движения поездов.
Линии метрополитена могут быть подземными (в тоннелях), наземными и надземными (на эстакадах). Подземные линии метрополитена получили наибольшее распространение, так как они не нарушают исторически сложившейся планировки города, не стесняют движения городского наземного транспорта и пешеходов, способствуют уменьшению шума и вибрации в зданиях от движения поездов. Наземные линии метрополитена, как правило, сооружают в районах города с относительно невысокой плотностью застройки, при расширении существующей сети метрополитенов, устройстве объединенных пересадочных
станций метрополитена с пригородными железными дорогами, на концевых участках, примыкающих к депо. Надземные линии на эстакадах сооружают на отдельных участках, с учетом рельефа местности, главным образом, при пересечении автомобильных и железных дорог, водных и других преград.
Метрополитен включает большой комплекс сооружений и устройств, из которых основными являются: станции и вестибюли со служебными помещениями, эскалаторные устройства, перегонные тоннели, камеры съездов в тупиках, вагонные депо с производственными цехами и бытовыми помещениями, тяговые и понижающие электрические подстанции, тоннельные сооружения для инженерного и санитарно-технического оборудования, вентиляции, водоотлива и водоснабжения.