Выбрать страницу

Как инвестиционная отрасль, т.е. отрасль, в которой происходит процесс натурализации капитальных вложений, метростроение оказывает воздействие на интенсификацию общественного производства прежде всего путем сокращения сроков строительства подземных сооружений от стадии проектирования до их ввода в эксплуатацию. Выполнение этой задачи является основным критерием эффективности тоннелестроительного производства.
Проектирование метрополитена. Огромные масштабы промышленного и жилищного строительства в стране, расширение границ городов, формирование групповых систем расселения, организация зон массового отдыха трудящихся требуют научной разработки комплексных схем развития всех видов городского транспорта и в первую очередь метрополитена как наиболее удобного средства массовых перевозок пассажиров.
Проектирование основных направлений развития метрополитена, включая размещение станций, пересадочных узлов между линиями метрополитена в местах пересечения с железной дорогой и узловыми пунктами уличного транспорта ведется на основании Генерального плана развития городов и генеральной схемы сети метрополитена, которая разрабатывается с учетом вышеперечисленных условий.
При проектировании новых трасс метрополитена учитываются градостроительные условия и широкий круг строительных, эксплуатационных и экономических вопросов.
Например, глубина заложения станций и тоннелей метрополитена выбирается с учетом геологических условий и планировочных особенностей городской застройки, типы тоннельных сооружений и методы производства работ устанавливаются на основании детальных градостроительных, инженерно-геологических, технико-экономических и других исследований. В центральных районах городов, где строительство линий метро связано с нарушением нормальной жизни города, с перекладкой наземных и подземных коммуникаций, применяется глубокое заложение тоннелей. В периферических районах с более свободной застройкой и вдоль широких городских магистралей строятся линии метрополитена мелкого заложения. Основным же принципом проектирования метрополитенов является создание максимальных удобств пассажирам и обеспечение оптимальных условий для работы обслуживающего персонала.
Наиболее экономичным является сооружение линий метрополитена мелкого заложения. Пассажир затрачивает минимум времени при подходе к поездам и выходе со станции. Тоннели линий мелкого заложения сооружаются обычно на глубине 10 — 15 м от уровня земли. Линии метрополитена глубокого заложения (30 — 50 м) прокладывают преимущественно в районах города с плотной многоэтажной застройкой и развитым подземным хозяйством, а также при неблагоприятных геологических и гидрогеологических условиях для сооружения линий мелкого заложения.
В зависимости от характера эксплуатации сети метрополитена проектируются с независимым (замкнутым) движением поездов по отдельным, не связанным между собой линиям (как, например, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России), с переходом части поездов с одной линии на другую (Лондон, Нью-Йорк) и в виде комбинированных сетей. Метрополитен удобен для пассажиров, совершающих сравнительно дальние поездки, поэтому расстояние между станциями в городах России, как правило, устанавливается от 1 до 2 км. Среднее расстояние между станциями метрополитена Берлина, Мадрида, Милана, Буэнос-Айреса, Торонто и некоторых других городов Европы и Америки составляет 500 — 800 м. В ряде городов (Нью-Йорке, Париже, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе) проектируются, строятся и эксплуатируются линии скоростного метрополитена (метро-экспресс), на которых станции располагаются через 3 — 6 км и связываются удобными и короткими переходами со станциями обычных линий метрополитена.
Строительство новых линий, реконструкция и техническое перевооружение превратили метрополитены в большое многоотраслевое хозяйство, оснащенное современной техникой. Максимальная интенсивность движения поездов достигает 45 пар поездов в час. Такой высокий уровень эксплуатационной работы во многом зависит от правильно построенной и четко функционирующей системы управления перевозочным процессом.
Нормируемые параметры российского метрополитена в плане и профиле обеспечивают высокие эксплуатационные качества пути и плавность хода поездов. Наименьший радиус кривых, который разрешается применять на главных путях метрополитена России, равен 500 м, что значительно превышает соответствующие показатели зарубежных метрополитенов (Лондон — 100 м, Мадрид — 90 м, Берлин — 75 м).
При проектировании продольного профиля линии метрополитена учитываются особенности эксплуатации подвижного состава и необходимость устройства водоотвода. Станции располагаются в плане на прямых участках, а в профиле линии — на возвышениях. Ширина колеи российского метрополитена одинакова с шириной нормальной железнодорожной колеи (1520 мм). В зарубежных метрополитенах наиболее распространена ширина колеи 1435 мм, однако в некоторых странах отсутствует единый стандарт на ширину колеи (в Японии, например, приняты колеи 1067, 1372, 1435 и 2180 мм). На отдельных линиях метрополитена в Париже, Монреале, Мехико и Саппоро имеется специальная колея для поездов на пневматических шинах (с бетонными дорожками), что обеспечивает плавность и бесшумность движения поездов и позволяет трасссировать линии с увеличенными уклонами.