Выбрать страницу

Разработка и принятие решений связаны с действием объективных и субъективных факторов, которые находятся в диалектическом единстве. Конкретная ситуация, экономические, социальные и психологические законы — это объективные факторы. Субъективными факторами являются талант менеджера, его интуиция, практический опыт, знания, особенности мышления, общая ситуация, воля того, кто принимает решения.
Методы, используемые для принятия решений можно объединить в три группы:
1. основанные на качественном анализе явлений (исторических аналогий, экспертных оценок и др.);
2. объединяющие качественный анализ и количественные оценки (достаточной информационной базы);
3. расчетные (используются для принятия конкретных решений по совершенствованию менеджмента при условии надлежащего информационного обеспечения).
Подготовка решений предусматривает комплекс познавательных психологических процессов, методов и приемов. Прежде всего речь идет об анализе — метод исследования явлений (предмета, объекта) делением его на составные части, изучением отдельных сторон и свойств взаимосвязей между причинами (факторами) и последствиями (результатами).
Одним из самых распространенных приемов анализа является идентификация факторов, влияющих на достижение целей, заложенных в проблему. Например, если готовится решение по повышению качества продукции, то такими факторами являются квалификация работников, методы контроля качества сырья, оборудования и прочее. Также при принятии управленческих решений используют методы индукции и дедукции.
При подготовке решений и конструирования их элементов используют метод ассоциаций — связи между элементами мыслительного процесса (ощущением, восприятием, воображением, идеями и т.д.), в результате которого возникает новая полезная (для решения задачи) мнение.
Сейчас широко применяются такие методы, как системный анализ, экстраполяция, корреляционный и регрессионный анализ, производственных функций, «дерева целей», экспертных оценок, поисковые и прочее.
Количественные методы принятия решений в менеджменте предполагают широкое использование современной электронной вычислительной техники. При этом следует учитывать, что ни одно из так называемых оптимальных решений, «снятых» с ЭВМ не может внедряться до тех пор пока не будет скорректировано на дополнительные ограничения, не включено в расчет. Это обусловлено тем, что эти решения не всегда имеют количественное выражение (конфликтность решения, степень хозяйственного риска, склонность к решению со стороны исполнителей и др.).
Определяющую роль в подготовке и обосновании хозяйственных решений играют эвристические методы, которые представляют собой совокупность логических приемов, методических правил исследования, поиска, способов реализации творческого потенциала личности. Эти методы активизируют и интегрируют мышления, знания, эрудицию, творческие начала, фантазии личности.
Поиск решений может осуществляться с помощью аналитических методов — контрольного листка характеристик, морфологического анализа и прочее. При использовании метода контрольного листка характеристик готовится перечень вопросов (до 20), сгруппированных по классам: другие виды использования, модификации, адаптация, увеличение, уменьшение, замена, перегруппировки, комбинирования.
В США широко применяются методы, основанные на систематическом использовании экспертов (сценарии «Паттерн», проект «Фаркаст» и т.п.).
Все большее распространение получает метод аналогии, основанный на использовании аналогичных ситуаций в других решениях и отраслях.
Для получения новых идей может быть полезным метод эмпат, который заключается в отождествлении творческого работника со специалистом или руководителем, разрабатывает программу.
К методам поиска новых идей относится метод инверсии. Суть его заключается в необходимом сознательном преодолении психологической инверсии мышления, отказе от прежних взглядов на проблему, с тем, чтобы посмотреть на нее с новой позиции.
Полезным для практики подготовки решений является алгоритм Альтшуллера, что представляет собой методическое руководство, модель, прием или предписание для решения технико-технологических проблем.
Полному охвату всех возможных вариантов решения проблем способствует их разработка по принципу «дерева вариантов». Сначала выделяют существенные группы вариантов по коренными различиями в способах достижения цели. Затем из каждой группы вариантов выделяют подгруппы с менее существенными различиями и т.д. Лицам, принимающим участие в поиске альтернатив, должны быть присущи гибкость мышления, любознательность, смелость, готовность к риску, отсутствие страха перед сложностью и неопределенностью.
Учитывая сложность обстановки, в которой находится предприятие, отдельные авторы предлагают использовать и другие методы поиска вариантов решения. Так, американский ученый У. Моррис предлагает методы, позволяющие несколько упростить картину окружающей среды: использовать определенные правила, основанные на предыдущем опыте, и сужают поиск альтернатив; пренебрегать малозначительными величинами и считаться только с наиболее ощутимыми, и легко измеряемыми факторами. Приспосабливаться к ближайшему горизонту планирования, игнорируя варианты, которые выходят за пределы определенного фиксированного периода, использовать метод «исправления ошибок», по которому сначала принимается предварительное решение, а при обнаружении ошибок в процессе его реализации принимается окончательное решение.
В процессе подготовки и принятия управленческих решений в ряде стран мира начали использовать «модели черной доски», базирующиеся на регламентации процесса обсуждения альтернатив, постепенном шаг за шагом обосновании решения с учетом постоянного изменения информации по данной проблеме и отображения этого на условной «доске» для всех участников, участвующих в подготовке решения.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сказать, что разработка и обоснование любого управленческого решения требует надежной, своевременной и обоснованной информации. Именно использование информации и информационных средств позволяют менеджеру внешнеэкономической деятельности ориентироваться в рыночных условиях, анализируя внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность фирмы и принимать эффективные управленческие решения.