Выбрать страницу

Одним из наиболее значимых проблем современного этапа развития экономики Украины является создание благоприятных условий для эффективного и динамичного перехода к рыночным отношениям. Трансформация организационной структуры экономики сопровождается повышением уровня требований к руководителям предприятий, большинство из которых не смогла быстро приспособиться к новым сложным условиям хозяйствования. Это стало одной из причин того, что значительное количество предприятий в Украине оказались в кризисном состоянии: у них отсутствует достаточный экономический потенциал для достижения успеха, они находятся под угрозой неплатежеспособности, работающих в неприбыльной зоне или являются банкротами. Таким образом, приведенные причины обусловили потребность во внедрении на предприятиях специфического вида управления — антикризисного.

Время последовательная научная методология антикризисного управления, которая бы отвечала современным условиям и учитывала особенности экономики Украины, пока не достаточно разработана, четкая система антикризисного управления до сих пор не создана: теоретические основы, методики и инструменты антикризисного управления в основном не систематизированы и требуют усовершенствования.

Новые условия ведения бизнеса — это не только возможность сохранить стабильность предприятия в условиях кризиса, но и прежде всего новые возможности повышения эффективности экономической деятельности в целом. Чтобы использовать их в полной мере, компаниям нужна эффективная стратегия развития и управления.

Чем слабее положение предприятия на рынке, тем более тщательно и критически должна анализироваться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии — это признак неэффективной стратегии управления или ее плохой реализации. Рынок связи отличается вероятностным характером, значительной неравномерностью по территориям и поступлением заявок на обслуживание, одновременностью процессов производства и использования услуг, а также всевозможными тарифами, акциями и новинками, которые предоставляют украинские операторы связи. Поэтому при разработке бюджетов и конкретной стратегии компании,
оператор связи должен определить спрос на свои услуги. Это позволяет сформировать бюджет продаж, определить необходимые объемы оборудования и численность персонала, а также разработать стратегические направления работы в условиях экономического кризиса и жесткой конкурентной борьбы.

При таких условиях, при планировании деятельности предприятия большое значение имеет анализ конкуренции на рынке связи, определение особенностей технологии предоставления услуг связи, и их потребительских свойств.

МТС как пример успешного антикризисного управления

Ярким примером реализации антикризисной стратегии и эффективного управления предприятием является компания МТС. Она четко определила свои цели, которые направлены на улучшение качества связи. Разработала конкретную антикризисную стратегию развития, девиз которой звучит как: «народные цены, премиальная сеть». Согласно этой стратегии цены МТС оставаться народными, а качество — премиальной.

В условиях пост-экономического кризиса в Украине ценовые предложения и достаточное техническая база, и эффективная антикризисная стратегия деятельности компании МТС смогли без проблем обеспечить прирост абонентской базы и значительное увеличение прибыли. Это привело к ситуации, когда экономические результаты деятельности компании стали заметны не только изнутри, но и конкурентам.

Проанализировав экономическое состояние развития предприятия, можно сделать вывод, что МТС заметно лидирует среди украинских операторов мобильной связи. Таких результатов компания достигла благодаря четко определенной стратегии управления и реализации антикризисной стратегии в реальных условиях времени.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность дальнейших исследований в этом направлении и необходимости разработки теоретических основ и практических рекомендаций для совершенствования механизма антикризисного стратегического управления.