Выбрать страницу

Наиболее важной особенностью современной экономики следует считать возрастающее значение нематериальных ресурсов для создания потребительских ценностей. Информация заменяет собой материальные товарные запасы, а знания вытесняют материальные основные фонды; традиционные производственные факторы (земля, труд и капитал) в современной экономике действуют только при условии эффективного и интенсивного использования знаний.

Рост значения нематериальных ресурсов и особые сложности в управлении ими находят отражение в росте внимания специалистов к так называемому «интеллектуального капитала» организации (под «интеллектуальным капиталом» понимают совокупность нематериальных ресурсов организации (знаний, связей), вовлеченных в процесс создания товаров и услуг ). Наиболее известные работы в области теории интеллектуального капитала были написаны Свейби, Стюартом, Едвинсоном, Мэлоун, Львом; эти авторы относят к интеллектуального капитала человеческий капитал и структурный капитал, который разделяют на внутренний и внешний по отношению к организации.

Под интеллектуальным капиталом понимается совокупность знаний, компетенций и связей, которые имеют рабочие организации. Компетенции делятся на профессиональные, социальные (способность налаживать связи внутри организации) и деловые (способность налаживать связи с внешней средой).

Внутренний структурный капитал разделяют на кодифицированное ноу-хау, организационные структуры, процессы, методы, информационные системы, служат для обмена информацией и творческого применения общих знаний, системы и процессы управления, позволяющих предприятию сконцентрироваться на стратегии и приспосабливать ее к условиям среды. Внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами — поставщиками, посредниками, клиентами (отношения с клиентами также называют клиентским капиталом).

Для обеспечения непрерывного процесса совершенствования деятельности предприятия необходимы, во-первых — высокий уровень развития человеческого капитала (профессионализм, интеллектуальные способности и надежность рабочих, их способность к изменениям, доверие к руководству), во-вторых: внутренняя инфраструктура, обеспечивающая превращение знаний сотрудников в организационные компетенции (корпоративная культура, организационные процессы и системы). При этом необходимо учесть, что иерархическое управление развитием интеллектуального капитала крайне затруднено в силу высокой скорости преобразований неопределенности результатов и инновационных процессов, сложности контроля над деятельностью высококвалифицированных рабочих. Поэтому внутренняя инфраструктура организации должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать и поддерживать процессы самоорганизации.

Так как процессы эффективной самоорганизации на предприятии не возникают сами по себе, проблема состоит в формировании предпосылок самоорганизации. Выделяются три основные предпосылки эффективной самоорганизации стратегической деятельности: во-первых, общее объединяющее сотрудников компании видение будущего, во-вторых, активное участие сотрудников и партнеров в формировании стратегических решений, в-третьих, партнерское взаимодействие между участниками организации.

В системе управления интеллектуальным капиталом выделяются два основных уровня — уровень «интеллектуального ядра» и уровень текущего управления. Интеллектуальное ядро организации включает в себя: во-первых, представителей высшего руководства, во-вторых, наиболее активных и творческих сотрудников, независимо от их иерархического положения в компании (численность сотрудников, входящих в «интеллектуальное ядро», на крупных и средних предприятиях обычно не превышает 0,1 -0,5% от общей численности персонала). Задача «интеллектуального ядра» носят стратегический характер и заключаются в определении направления развития организации, в ускорении инновационных процессов, в проведении революционных преобразований. Второй уровень системы управления объединяет подсистемы, осуществляет в основном тактическое управление интеллектуальным капиталом организации. В подсистеме управления человеческим капиталом значительную роль играют кадровые службы предприятия. Необходимо отметить, что в систему управления интеллектуальным капиталом входят все сотрудники предприятия, участвующих в оценке и развития нематериальных ресурсов — в том числе и сотрудники, не являющиеся руководителями или специалистами.

Подводя итоги можно предположить, что уровень человеческого капитала на большинстве предприятий является достаточно высоким. Наиболее острой проблемой в области интеллектуального капитала является отсутствие производственного и маркетингового ноу-хау, которое могло бы стать основой формирования дополнительной ценности для партнеров. Одна из основных причин этого — провал в инновационной деятельности на предприятиях. Отсюда следуют проблемы в области партнерского капитала: предприятия, которые не имеют особого ноу-хау в производстве и маркетинге, могут постоянно обновлять свое предложение, не могут привлечь к сотрудничеству действительно выгодных деловых партнеров и клиентов, закрепить их за собой. А также необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство, что судя по результатам исследований, проблемы в интеллектуальном капитале часто не осознаются в достаточной мере руководителями предприятия.