Выбрать страницу

Одним из главных подходов к управлению качеством машиностроительной продукции является маркетинговая ориентация деятельности предприятия.

Как отмечал М.К. Рерих: «Качество развивает и другую столь необходимую в эволюционных процессах особенность — настоящую ответственность за все …». Есть будущее предприятия , которое базируется на ответственности за то, что происходит сейчас на производстве. Это подтверждает проведенное Иерусалимским и Хайфского университета (Израиль) исследования, которое позволило установить, сколько стоит стране пренебрежительное отношение к качеству. Ими была разработана методика определения стоимости ресурсов, которые теряются в случае пренебрежения качественными характеристиками в различных секторах экономики на всех уровнях национальной экономики. Существует несколько подходов к трактовке категории «качество». Как правило, качество рассматривают в контексте определения конкурентоспособности продукции. Качество — это совокупность свойств и характеристик товара, обусловливающих его способность удовлетворять конкретные личные или производственные потребности в соответствии со своим назначением. Качество рассматривают как совокупность определенных свойств или признаков, характерных для продукции, услуги или процесса. Качество — абсолютный показатель, результат труда, она охватывает характеристики, которые объективно заложены в товар в процессе его разработки и производства. Именно последний подход можно считать маркетинговым взглядом на проблемы качества. В маркетинге качество выступает неотъемлемой составляющей товарной политики предприятия. Несмотря на то, что предприятие производить товар, ориентируясь на реальные или потенциальные потребности потребителей, именно реализация этих потребностей должно найти отражение в конкретных качественных показателях. К сожалению, на предприятиях, производящих продукцию производственно-технического назначения существует определенная проблема с разграничением уровней стратегического управления. Как правило, в своей деятельности такие предприятия в основном ориентируются не на конечного, а на промежуточного потребителя. Кроме того, рынки, на которых работают такие предприятия, характеризуются быстрым, турбулентным развитием технологий. На практике можно выделить ряд факторов, обусловленных общей культурой предприятия, которые мешают успешному осуществлению мероприятий маркетингового управления качеством машиностроительной продукции, а именно:
1) руководство слишком зацикленного на проблемах текущей деятельности и нет времени или интереса к внедрению технологических новаций, в результате чего на протяжении длительного времени не происходят инновации производственных процессов, продукции и области качества;
2) высшее руководство не воспринимает и не учитывает при принятии решений информацию о потребителях, их проблемы, или эта информация теряется и изменяется в процессе следования от непосредственных «контакторов» с потребителями до руководящих лиц предприятия, таким образом, что последние имеют ложную воображение о заказчике и его требования, конкурентов, динамике развития рынка;
3) стремление сотрудников к инновациям, в том числе и в области качества, не используется и не поощряется; предложения об изменениях воспринимаются как неконструктивные, мешающих нормальной работе;
4) руководство предприятия настороженно к посторонним лицам, предлагающим собственные технические и технологические «ноу-хау».
Еще одним маркетинговым ходом для определения качества товара является его сертификация.
На сегодня в маркетинг — ориентированных предприятиях сложилась следующая ситуация: производитель, по сути, не разрабатывает требования к качеству продукции, — их устанавливает потребитель, а предприятие, заинтересованное в своей рыночной позиции, выполняет их. Ориентированные на маркетинг предприятия должны предоставлять потребителям больше выгод по сравнению с конкурентом, что обеспечит им конкурентные преимущества и коммерческую выгоду в перспективе.
Основной целью стратегического маркетингового управления является обеспечение развития и высокой результативной деятельности машиностроительного предприятия через удовлетворение потребностей потребителей. Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:
— Мониторинг конкурентной среды предприятий;
— Оценка маркетинговых возможностей и маркетинговых рисков предприятия;
— Оценка сильных и слабых позиций на рынке;
— Разработка маркетинговой концепции стратегического развития предприятия;
— Трансформации миссии предприятия в совокупность стратегических маркетинговых целей;
— Адаптация маркетинговых стратегий к изменениям внешней среды.
Выводы. Для улучшения качества и повышения конкурентоспособности отечественным товаропроизводителям продукции машиностроения можно посоветовать применять такие базовые принципы управления качеством
1. Принцип интеграции — работа направлена на повышение качества, должна выступать обязательной составляющей стратегии компании.
2. Принцип «главное в управлении качеством — не контроль, а бездефектной работы»: более перспективной для сокращения расходов является ориентация на совершенствование производственного процесса, а не на сокращение расходов.
3. Требуется постоянное совершенствование, а не ожидание авральной ситуации.
4. «Поставщики должны быть партнерами, а не противниками, которых можно обвинить во всех неудачах».
5. Каждый работник предприятия должен постоянно повышать свою квалификацию.
6. Следует помнить, что каждый работник обслуживает своего потребителя как внутри предприятия, так и снаружи.
7. Качество — это не только набор технических параметров, но и степень удовлетворения потребности потребителя.
Значит, можно надеяться, что при условии соблюдения производителями машиностроительной продукции определенных принципов, и контроля и помощи со стороны потребителей и государства, продукция украинских производителей займет соответствующую строчку не только на украинском рынке, но и на рынке экономически развитых стран.