Выбрать страницу

О работе с европейскими поставщиками, о гарантированном получении в срок партий товара из Германии или Италии, о способах выживания в кризис небольших компаний и вариантах экономии при заказе товара для сетевой розницы или франчайзинговой сети рассказывает эксперт рубрики Алексей Наджар, генеральный директор компании Free Lines.

Алексей, компания Free Lines, специализирующаяся на fashion-логистике, имеет наработанную статистику, основанную на собственном опыте. Как бы вы охарактеризовали в целом ситуацию на рынке и итоги 2011 года в секторе модной одежды и аксессуаров?
Для нашей компании итоги были позитивными. В частности, запуск итальянского офиса в апреле 2011 года очень скоро показал востребованность такого рода услуги, и, несмотря на то, что изначально мы планировали только одного представителя компании в Италии, сейчас у нас работают уже два сотрудника. При открытии итальянской штаб-квартиры мы преследовали две цели: контроль нашего склада и снижение количества страховых случаев, и это было для нас важной задачей, так как сегмент fashion-ритейла очень чувствителен к этому параметру.
Мы действительно добились здесь значительных успехов: в 2011 году количество страховых случаев уменьшилось на 50% по сравнению с 2010 годом.
Основная задача офиса в Милане – это прямое взаимодействие с итальянскими поставщиками, а также помощь нашим клиентам – российским импортерам – в налаживании контактов и совместной работе напрямую с фабриками-производителями и дистрибьюторами в Италии.
Представительство осуществляет контроль всех логистических операций и, соответственно, упрощает все эти процедуры для нас и наших клиентов, что, конечно же, ведет к повышению оперативности и ускорению всех процессов. В результате те вопросы, которые наши клиенты долго не могли решить здесь, в Москве, стали гораздо быстрее решаться через итальянский офис, что мы сразу и ощутили: увеличился объем заказов из Италии и грузопоток в целом. То есть наша задача – упрощение всех логистических процедур, устранение барьеров для клиентов – обернулась увеличением и нашего оборота. Таким образом, нам удалось добиться значительного роста объема продаж нашей компании в Европе, хотя, конечно, и не сразу: работа на зарубежных рынках достаточно сложна, своих игроков там тоже много. Но мы сумели предложить такие услуги, которые показались поставщикам интересными и уникальными для их рынка, а значит, востребованными – например, полное оформление всех необходимых документов, бухгалтерское, финансовое, складское обслуживание нашими специалистами. Итальянских предпринимателей это действительно заинтересовало, так как за счет этого они значительно снижают свои издержки по выходу на российский рынок. Каким образом это происходит?
Представим ситуацию, когда у производителя или дистрибьютора из Италии есть 10 клиентов в России. И для закупщиков, и для поставщика выгоднее объединить весь заказанный товар в одну партию и привезти на один склад, чем доставлять малыми партиями на разрозненные склады по всей России. Чем больше объем каждой партии, тем дешевле стоимость доставки каждой единицы товара в ней – это закономерно. Объединение выгодно для обеих сторон: наши российские клиенты экономят, так как для них снижается стоимость логистики, а поставщик получает возможность устанавливать более конкурентоспособные цены на свою продукцию. Более того, у него нет проблем, как именно доставлять товар, так как он сразу получает возможность указывать цену DDP Россия (по условиям INCOTERMS), то есть с доставкой до склада получателя, включая таможенное оформление. Просчитав выгоду от этой услуги, один из наших клиентов, в частности, отдал нам эксклюзив на продажу и доставку своего товара на территории России. Его заказчики находятся в Москве и регионах, причем это достаточно дорогостоящая продукция по сравнению с аналогами из Китая, например.
Думаю, эта схема удобна еще и тем, что позволяет относительно небольшим компаниям успешно выходить на российский рынок. А для Италии это тем более актуально, поскольку в ее экономике в целом, и в fashion-индустрии в особенности, преобладают частные компании, относящиеся по размерам к малому и среднему бизнесу, и очень часто – к семейному.
Наши же клиенты со стороны России – это и крупные игроки, например, сетевые магазины, и относительно небольшие компании. Кстати, по нашему опыту, бизнес у последних идет ничуть не хуже, чем у гигантов: они активно появляются на рынке, развиваются, их бизнес растет, мы это видим точно. С другой стороны, может быть, это только наше наблюдение, так как мы всегда идем навстречу таким компаниям и не избегаем работать с ними. Конечно же, если зайти в торговые центры, то в 90% случаев там представлена сетевая розница, которая вытесняет мелких игроков.
Но, как нам кажется, они выстоят в этой борьбе, так как нашли свою нишу – стоит отметить, что основная доля того, что завозится небольшими компаниями, это не масс-маркет, а более высокий ценовой сегмент, например, продукция дизайнерских марок. Поэтому, если говорить о ситуации на рынке в целом, крупные игроки еще более глобализуются, небольшие компании находят свою рыночную нишу, они более гибкие, а вот кто пострадал от кризиса в большей степени, так это средние игроки – им необходимо либо укрупняться, либо переходить в другой сегмент.
Проблема маленьких игроков в том, что им сложно найти компании, готовые работать с небольшими объемами перевозимых товаров. Мы идем им навстречу, ведь главный для нас критерий – их дальнейшее развитие и желание расти. Многие наши клиенты начинали с небольших партий и за это время сумели значительно развить свой бизнес. А мы всегда готовы их поддержать, например, в настоящее время разрабатываем специальное предложение для интернет-магазинов, в том числе и в сфере fashion. Мы считаем, что этот сегмент сейчас ждет активный рост, и если раньше многие онлайн-ритейлеры закупали импортные товары у российских дистрибьюторов, то сейчас, чтобы снизить свои издержки, они готовы работать напрямую с европейскими странами. При этом у них уже есть определенный опыт и статистика продаж, что позволяет выходить на те объемы закупок, которые интересны западным производителям. Кроме того, все больше покупок сейчас делается через Интернет, в том числе одежды, обуви, аксессуаров – это действительно очень перспективный сегмент.
Ваша оценка – в fashion-индустрии кризис преодолен?
Волна кризиса 2008–2010 гг., по нашей оценке и по мнению аналитиков, уже точно преодолена, это показали итоги 2011 года. Дальше – посмотрим, так как глобальные проблемы в экономике все-таки пока не решены, они остаются. Что касается планирования деятельности fashion-компаний на 2012 год, то можем успокоить – особых изменений в таможенном законодательстве пока не произошло. Но хотелось бы предупредить: к чему надо готовиться уже сейчас, как это делают наиболее дальновидные наши клиенты, так это к вступлению России в ВТО, что, конечно же, повлечет за собой значительные перемены. Надо уже сегодня заниматься и повышением конкурентоспособности предприятий, и вкладывать средства в образование, и следить за изменениями в таможенном праве и законодательстве, а для снижения издержек, по возможности, отказываться от работы с посредниками, стараться выходить на производителей напрямую. И, конечно же, работать с надежными компаниями.