Краудфандинг: руководство по использованию

Как сделать работы с краудфандингом или «народным финансированием» более эффективной?

Для автора бизнес-идеи для «стартапа» краудфандинг — хорошая альтернатива поиску частных инвестиций. Для этого его концепция должна заинтересовать «критически» значимое количество людей — средства, собираемые таким способом, поступают примерно в равной пропорции и маловероятно, что найдется один человек, готовый вложиться в проект за всех. А также «критически значимый» средний объем вкладываемых денег.

Оба «критических» значения не появляются сами собой. Автору бизнес-идеи следует понимать — ожидая инвестиций, необходимо также и самому инвестировать. Прежде всего, время, а если потребуется — то и деньги.

«Краудфандеру», человеку, который ищет «народное» финансирование, придется работать по двум стратегическим, если можно так сказать, «линиям». И при необходимости расставлять приоритеты между ними.

Первая «линия» — это привлечение как можно большего количества заинтересованных во вложении в проект людей. Это может делаться двумя способами — за счет привлекательного описания идеи, которое вызовет эффект «перепостов», или же за счет внешней рекламы на сторонних ресурсах — так, как если бы продавалась не идея, а какой-то продукт.

Оба способа могут быть как платными, так и бесплатными — все зависит от того, готов ли автор заниматься ими сам или же предпочтет кого-то нанять (а величина оплаты, в свою очередь, зависит от уровня квалификации нанимаемого).

Создать привлекательное описание — значит потратить время над чтением специализированной литературы по теме стартапа, изучить методы правильной аргументации, специфического языка воздействия на аудиторию. Сможет ли он ими овладеть, прочтя источник, это другой вопрос.

То же самое — раскрутка проекта в интернете. Она делается множеством методов — SEO, SMM, прямая реклама, контекстная реклама. Практически каждый из этих видов работы требует узких знаний и большого практического опыта. Эффективным будет, скорее всего, комплексное применение всех этих методов.

Вторая «линия» — это борьба за величину вкладываемого каждым человеком капитала. В принципе, нижнюю планку вложений можно вычислить, обратив внимание на статистику инвестирования в похожие проекты, либо, к примеру, провести опрос ближайших друзей в соцсетях — сколько они были бы готовы вложиться в бизнес-идею. И, исходя из этого значения, планировать ход кампании.

Универсальных рецептов о том, как повысить «средний» инвестиционный чек не существует. Но есть несколько хороших методов.

Во-первых, в описание проекта можно добавить мнение от какого-нибудь авторитетного в этой области специалиста. Например, если в основе бизнес-идеи — технологический стартап, то можно указать, что в него вложился генеральный директор крупной корпорации и привести цитату от него вида «Какой же это классный стартап — я не жалею, что вложил в него 1000 долларов. Делайте то же самое!». Разумеется, отзыв должен быть реальным. Другое дело, согласится ли такой человек подтвердить его.

Во-вторых, автору бизнес-идеи можно пойти на хитрость и сделать «фиктивные» инвестиции: подговорить несколько друзей «вложить» в стартап, скажем, по 10 долларов при условии, что он их обязательно вернет. Другие пользователи, увидев, что в проект вложили по 10 долларов, будут, если и вкладывать, то соизмеримую сумму. Цена вопроса — в комиссии, которую возьмет краудфандинговый сайт.

В-третьих, если автор бизнес-идеи готов пойти на больший финансовый риск — это гарантировать 100% возврат инвестиций, если проект не наберет такую-то сумму, вследствие чего не состоится.

Краудфандинг — не столько инструмент для привлечения финансов, но также и целостный маркетинговый механизм, требующий от человека, им пользующегося, большого количества дополнительных знаний.

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв