Выбрать страницу

В современных условиях развития рыночной экономики и жесткой конкуренции стратегической задачей каждого предприятия является обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ на рынке, что обусловливает необходимость разработки комплексной системы стратегического управления конкурентоспособностью предприятий на основе маркетинга (КССУКП)
КС СУКП — это совокупность взаимосвязанных стратегических элементов систем управления конкурентоспособностью предприятий для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке.
КС СУКПП включает следующие системы: систему стратегического планирования конкурентоспособности предприятий, систему диагностики конкурентоспособности предприятий и систему стратегической организации и контроля управления конкурентоспособностью предприятий.
Система стратегического планирования конкурентоспособности предприятий состоит из следующих подсистем: подсистема выбора направления стратегий и целей; подсистема макроуровня аудита конкурентной среды; подсистема микроуровня аудита конкурентной среды; подсистема формирования портфеля стратегий.
Подсистема выбора направления стратегий и целей предусматривает определение миссии предприятия и разработку стратегических целей предприятия.
Подсистема макроуровня аудита конкурентной среды предполагает анализ общих институциональных предпосылок конкуренции, анализ экономических предпосылок конкуренции, анализ социально-демографических предпосылок конкуренции, анализ технологических предпосылок конкуренции составление профиля конкурентной среды.
Подсистема микроуровня аудита конкурентной среды предусматривает: оценку уровня угрозы интенсивности конкуренции, оценку уровня угрозы появления новых конкурентов, оценку уровня угрозы усиления рыночной власти потребителей, оценку уровня угрозы роста рыночной власти поставщиков, оценку уровня угрозы товаров-заменителей.
Подсистема формирования портфеля стратегий предусматривает разработку стратегии комплекса маркетинга, а именно товарных стратегий, стратегий в области ценовой политики, в области сбыта и распределения, в области продвижения, в том числе рекламные стратегии. Они обеспечат предприятию выбор способа наилучшего использования элементов маркетинга-микс с целью повышения эффективности маркетинговых усилий предприятия на целевом рынке.
Система диагностики конкурентоспособности предприятия включает в себя подсистемы диагностики организационно-управленческого потенциала, экономического потенциала, финансового потенциала, кадрового потенциала, информационного потенциала, маркетингового потенциала, технологического потенциала, имиджевого потенциала.
Система стратегической организации и контроля объединяет такие подсистемы, как подсистему организации маркетинговой деятельности, подсистему организации стратегических изменений и подсистему стратегического контроля. В современных условиях становления рыночной экономики повышению эффективности стратегического управления конкурентоспособностью предприятия будет способствовать переориентации деятельности предприятия на маркетинг. Современные реалии заключаются в том, что маркетинг это не просто деятельность отдельного отдела предприятия, это его философия, движущая сила бизнес-стратегии. Процесс организации системы маркетинга на предприятии представляет собой создание, корректировка и поддержание работоспособности такого «механизма» в системе управления предприятием, который не только обеспечивает достижение стратегических и тактических целей предприятия, но и создает для этого условия.
Подсистема организации маркетинговой деятельности предприятия включает следующие элементы: организацию службы маркетинга; укомплектования службы соответствующими кадрами, установление функциональных прав, обязанностей и ответственности работников службы маркетинга, установление эффективной системы взаимодействия службы маркетинга с другими структурными подразделениями предприятия.
Основная задача службы (специалиста) по организации маркетинга на предприятии — обеспечение всех подразделений необходимой рыночной информацией, координации их работы с целью ориентации на потребности рынка, конкретных потребителей, а также обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Подсистема организации стратегических изменений включает: организацию стратегической деятельности на предприятии формирование программы стратегических изменений, распределение ресурсов в те виды деятельности, которые определяют стратегический успех, создание соответствующего рабочего окружения и корпоративной культуры, поддерживающих маркетинговые конкурентные стратегии.
Подсистема стратегического контроля выступает заключительной подсистемой КС СУКП и является адекватным средством обратной связи в достижении целей предприятия. По результатам стратегического контроля управления конкурентоспособностью менеджеры имеют четкое представление о необходимых мерах в системе стратегического планирования, т.е. процесс стратегического управления конкурентоспособностью предприятия носит перманентный характер.