Выбрать страницу

НЕ БЫЛО БЫ СКЛАДА, ДА ПРИШЛОСЬ СОЗДАТЬ

Решение создать свой склад у логистической компании ABX Terminal возникло отнюдь не потому, что руководители хотели заниматься еще и складским бизнесом. Ситуация на рынке Латвии сложилась парадоксальная: складов много, а получить от них тот спектр услуг и тот уровень качества, что был необходим, в ABX Terminal никак не могли. Пришлось держать эту высокую планку самим.
«Это вообще-то была непрофильная для предприятия сфера. Просто, работая с действующими складами, мы получили достаточно негативный опыт,» – рассказала совладелица ABX Terminal ЕЛЕНА БЕЛОУС. «Вечно возникали какие-то проблемы. Например, склад – таможенный (имеет соответствующую лицензию), но работает строго с 9 до 18 часов. Если грузовик приходит в 17 часов – все, клиент из-за этого теряет много времени, разгрузка происходит только утром. А то и через двое суток, если груз прибыл в пятницу вечером. Или – склад круглосуточный, но не таможенный. Или под Новый год товар в снег выгрузили (был случай)…»
В итоге владельцы компании пришли к выводу, что единственно возможный выход – иметь свой собственный склад. Решение приняли в начале 2010 года, а в августе уже вселились в готовый комплекс.

Полный спектр услуг создали, обсудив требования, которые предъявили бы к складу сами. Приобретя лицензию на деятельность таможенного склада, предложили клиентам и растаможку (таможенную очистку), и перегрузку из контейнеров в грузовики для отправки дальше на континент – с возможной консолидацией (объединением товаров, идущих в одном направлении).
Уже сегодня открытый таможенный склад ABX Terminal может предложить заказчикам самые гибкие схемы доставки заказов и перевозки грузов по всему миру любым видом транспорта. Это и собственно складирование и хранение, и консультации по налогообложению и требованиям законодательства ЕС. После японских событий компания, чтобы обезопасить клиентов, выполняет проверку грузов дозиметром на радиацию. Удобство в том, что на месте могут храниться грузы как таможенные, так и не таможенные: одна машина приезжает и загружает грузы на складе ABX Terminal, нет необходимости ездить по городу и собирать по складам грузы разных таможенных режимов.
«С клиентами в процессе работы налаживаются доверительные партнерские отношения, и на родине они уже сами рекомендуют нас коллегам как склад в Прибалтике, которому можно доверять», – говорит Елена.
Инвестиции потребовались главным образом в оснащение склада, так как помещение площадью 5 тысяч кв. метров в 300 метрах от Рижского порта нашлось готовое.
«Поскольку там были открытые рампы, их сделали закрытыми, чтобы разгрузка не зависела от погодных условий. Закупали оборудование, устанавливали систему отопления и климат-контроля… В общей сложности получилось несколько месяцев крупных вложений. Но у компании склад не единственное направление деятельности. Остальные сферы, приносящие прибыль, позволили чувствовать себя финансово уверенно», – пояснила совладелица ABX Terminal.
Требовались вложения в систему видеонаблюдения и программное обеспечение, чтобы создать единую интегрированную систему.
Лояльных сотрудников вырастили сами: в Латвии хватает молодых людей, которых по окончании школы или вуза не берут на работу из-за отсутствия опыта. Для руководства ABX Terminal важнее были другие качества: честность, добросовестность, активность и способность к самообучению. Ставка была сделана на то, что люди, стартовавшие с начальной ступени и получившие ряд повышений, будут выкладываться на 100% и ценить родную компанию. Эта тактика оправдалась.
«Нам достаточно сложно оказалось подобрать персонал, – поделилась Е. Белоус. – Это был самый сложный этап, требовавший взвешенного и особого подхода.
Не всегда брали тех, кто уже работал на таможенных складах и «всё знает», во избежание ситуаций. Конечно, это проблема, актуальная скорее для менеджеров среднего звена. Мы решили ее, грамотно распределив потоки информации. Если наш сотрудник уйдет – он не обладает всей полнотой конфиденциальных сведений, и компания спокойно работает дальше».
Чтобы поощрять сотрудников, требуются и бонусы, и нематериальная мотивация, считают в ABX Terminal. Тимбилдинг – неотъемлемая часть работы: для коллектива организуются различные мероприятия и выезд на отдых.

Но для коллектива ведь важно и то, как происходит сама работа, – важно уменьшить спешку, стрессы, возможность ошибок, конфликтов. «Когда люди чувствуют, что к ним лояльно руководство, они тоже готовы пойти навстречу. Разрабатывая графики рабочего времени, мы обеспечиваем работу «25 часов в день, 8 дней в неделю». Нет такого: закрыть дверь перед носом у клиента, заявив, что рабочий день окончен, как с нами самими когда-то делали на других складах», – подчеркнула Елена.
Очень хорошим подспорьем для менеджмента, оптимизации рабочих процессов стала система слежения за движением грузов, куда вносятся все свежие сведения. Отпали беспокойные звонки ранним утром из России (разница в часовых поясах еще усугубляла ситуацию). «Теперь клиент может зайти на сайт и посмотреть, где в данный момент находится его груз», – говорит Е. Белоус.
Прибыл ли контейнер морем в Ригу, доставлен ли на склад, произошла ли перегрузка на грузовик, где транспорт находится по пути – все эти данные оперативно вводятся в таблицу, что значительно облегчает работу всем заинтересованным сторонам. Но этого мало – в идеале клиент должен иметь возможность визуально наблюдать даже за действиями на рампе с его грузом в режиме онлайн.
Значительно упрощает функционирование склада наличие в нем рентгена. Недобросовестные отправители частенько прячут в грузе незадекларированные товары. Особенно актуальны случаи со скрытыми среди товара драгметаллами, и при проверке на территории России заводятся уголовные дела, хотя клиенты даже и не знают об этой контрабанде. Профилактика подобных инцидентов – рентген, на котором прекрасно видно содержимое упаковок.
«При обнаружении «левого» товара согласовываем с клиентом дальнейшую судьбу находки и либо при перегрузке декларируем ее под нужным кодом, либо изымаем. Не всем ведь нужны рекламные материалы, не говоря уж о других сюрпризах», – поясняет Елена.
Следующим этапом в развитии компании станут переезд в новые, более просторные помещения и максимальная автоматизация, позволяющая снизить риски из-за человеческого фактора, рассказала совладелица ABX Terminal. Добиться значительной экономии времени можно, внедрив сложный автоматический комплекс. С его помощью вся информация о конкретном заказе доступна при нажатии одной кнопки. «Это тот организационный уровень, к которому наша компания стремится приблизиться в ближайшее время и который, наряду с полными услугами, пока никто в Латвии обеспечить не может», – подытожила Елена Белоус.