Казахстан между США и Китаем

Китай импортирует около 50-55% из необходимых для него 360 миллионов тонн нефти. В основном нефть идет по морю из Персидского залива, по пути минуя очень узкие и контролируемые США и другими странами Ормузский и Малаккский проливы. В случае, обострения отношений между США и Китаем, американцы могут тут же заблокировать поставки нефти, что грозит для Китая энергетической катастрофой. Надо отметить, что, несмотря на экономическое сотрудничество США и Китая, США заинтересованы, чтобы Китай не смог конвертировать свое экономическое могущество в военно-политическое, поэтому заинтересован в его ослаблении.
Для того чтобы избавиться от энергетической зависимости Китай делает следующее:
• Разрабатывает 4 транспортных коридора получения углеводородов — китайско-российский, китайско-казахстанский, китайско-бирманский и морской. Все это включает в себя строительство газопроводов и нефтепроводов, строительство огромных нефтебаз в портах и приграничных регионах, в которых должно храниться около 90 миллионов тонн нефти.
• Построен первый китайский авианосец (а точнее, он достроен из авианесущего крейсера «Варяг» купленного у Украины). В дальнейшем на основе его будут построены другие авианосцы, которые Китай будет использовать для представления своих интересов в Мировом Океане. Скорее всего, базироваться они будут в пакистанском порту Гвадар.
• Мощное развитие Западного Китая и Синьцзяня. Основной упор развития будет происходить в треугольнике Чунцин-Чэнду-Чунцин. Там живет примерно 140 миллионов человек. Согласно планам, там будет крупнейший узел оборонной промышленности Китая. Таким образом, будущая территориальная организация Китая следующая: Синьцзян — сырьевая база и склад, Западный Китай — база оборонной промышленности, Восточный Китай — основное ядро государства. Практически Китай выстраивает свою стратегию в расчете на возможный удар с востока, удар с моря.
• Нарастание существующего импорта энергоносителей из Центральной Азии. В целом, Китай рассчитывает на поставки 25 миллионов тонн нефти и 70 миллиардов кубометров газа. Пока же Китайская национальная нефтегазовая корпорация готова удвоить пропускную способность газопровода «Центральная Азия – Китай» до 2015 года или до 60 млрд. кубометров в год. В 2012 году пропускная способность газопровода достигнет 30 млрд. кубометров.

Отдельное значение для Казахстана играет развитие СУАР.
ЦК Компартии Китая 19 мая 2010 года решил выделить 2 триллиона юаней для финансирования региональной программы подъема Синьцзяня в XII пятилетке. А 2 триллиона юаней – это около 300 миллиардов долларов. Для сравнения: Казахстан за 19 лет независимости получил в виде иностранных инвестиций 108 миллиардов долларов. Кроме того, КНР изменила свое налоговое законодательство – в несколько раз увеличила налог на добычу природных ископаемых, который теперь остается в местном бюджете. Тратить их собираются примерно так:
• От 18 до 22 миллиардов долларов уйдет на строительство современных дорог – всего 75-80 тысяч километров, из них скоростных шоссе — 4 тысячи км, то есть общая протяженность дорог в регионе вырастет в 1,5 раза. Еще одна часть поступит на электрификацию всех сельских районов и поселков и строительство жилья
• Основная доля пойдет на развитие промышленности – угледобывающей и нефтяной, нефтехимии и цветной металлургии, а также электроэнергетики. К примеру, около 4 миллиардов долларов китайцы потратят на проект корпорации «Хуанэн» — газификацию углей в Джунгарской впадине.
Получать будут около 6 миллиардов кубометров газа в год. Для сравнения: Казахстан ежегодно закупает у Узбекистана около 5 миллиардов кубометров газа для южных регионов страны.
• Кроме того, ставится задача сделать Синьцзян мощным китайским форпостом на западе – как в области приграничной торговли, так и в области распространения китайской культуры, а также образования иностранцев. Культурную экспансию станут осуществлять институты Конфуция, образование будут предоставлять китайские вузы.
• Строительство и использование международного железнодорожного коридора «Чунцин-Синьцзян-Европа» в целях усиления торговли с Китаем. Частью ее будет строящаяся железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
• Строительство Китайско-казахстанский международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Общая площадь МЦПС «Хоргос» составит 5,28 кв. км: в пределах Китая — 3,43 кв. км, на территории Казахстана — 1,85 кв. км. Центр главным образом будет использоваться в качестве площадки для ведения торговых переговоров, проведения выставок, реализации, хранения и транспортировки товаров, а также оказания финансовых услуг.
Поддержку развитию СУАР оказывают крупнейшие китайские предприятия (Китайская национальная нефтегазовая корпорация, Китайская национальная нефтехимическая корпорация,
Госэлектроэнергия, Государственная электросеть и др.). В нынешний момент эти корпорации заключили с предприятиями СУАР контрактов на 700 миллиардов юаней (108 миллиардов долларов США). Все данные проекты будут начаты до 2012 года. Во время «12-й пятилетки» общий объем инвестирования центральными предприятиями в СУАР будет превышать 1 триллион юаней или 155 миллиардов долларов США.
Соответственно, данные меры по развитию СУАР находят противодействие со стороны США.
Примерный план противодействия заключается в следующих возможных действиях:
• Поддержка уйгурских сепаратистов;
• Направление афганского наркотрафика в СУАР для поддержки сепаратистов;
• Создание негативного информационного освещения деятельности китайских властей.
Разумеется, данное противоборство будет отражаться и на Казахстане, причем по большей части негативно.

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв