Выбрать страницу

Казахстан, Россия и другие прибрежные государства жизненно заинтересованы в том, чтобы Каспийское море было не «яблоком раздора», а морем дружбы, добрососед­ства, без чего невозможно всерьез говорить о поступатель­ном развитии национальных экономик и будущем процве­тании народов.

Только подведя под фундамент сотрудничества при­каспийских государств долговременную и прочную право­вую основу, можно успешно решить все назревшие вопро­сы рационального использования ресурсов Каспийского моря, с уверенностью смотреть в будущее, сохранить Кас­пий и его богатства для грядущих поколений. Для этого создан Каспийский Банк.
Проведенные в 1994 и 1995 гг. многосторонние и дву­сторонние консультации подтвердили осознание всеми без исключения прикаспийскими государствами необходимо­сти безотлагательного рассмотрения связанных с Каспием проблем, глубокую заинтересованность в сотрудничестве и их совместном решении. Обмен мнениями позволил глубже понять как сами проблемы, так и подходы к их решению.

И что самое ценное — выяснились общие подходы. В понимании казахстанской стороны они состоят в следую­щем:

—     все прикаспийские страны согласны с тем, что Кас­пийское море должно быть морем дружбы, добрососедства и сотрудничества, использоваться только в мирных целях;

—     взаимодействие в отношении Каспия должно стро­иться на уважении суверенитета государств, на основе рав­ноправия и взаимовыгодности, не допуская навязывания воли одних государств другим;

—       необходимо воздерживаться от действий, которые могли бы нанести ущерб другим прикаспийским государствам;

—      не допускать деятельности, несовместимой с инте­ресами охраны окружающей среды Каспийского моря, со­хранения и рационального использования его ресурсов;

—      режим Каспийского моря в том виде, в каком он определен в договорах 1921 г. и 1940 г., не отвечает изме­нившейся политической ситуации, новым реалиям, поэто­му всем пяти прикаспийским государствам необходимо со­вместно разработать новый правовой статус Каспия;

—      назрела необходимость в создании постоянно дей­ствующего механизма переговорного процесса прикаспий­ских государств, приступить к формированию структуры регионального сотрудничества.