Выбрать страницу

Здесь имеются основания для оптимизма:
Во-первых, испанский работник зарабатывает 20 евро в час, в то время как итальянский — 27, немецкий — 33 и французский — 35. Однако, продуктивность испанского работника за один рабочий час выше, чем итальянского, и только на 10% меньше, чем французского или немецкого; тем самым, дифференциал затрат на рабочую силу не компенсирует дифференциал затрат на продуктивность. Поэтому в плане торговли Испания находится в лучшем положении, чем Италия и Франция, а также значительно сокращает свой разрыв в этой области с Германией.
Во-вторых, данные свидетельствуют о том, что трудовая реформа предупредила повышение заработной платы и тем самым уменьшила рост инфляции. Следовательно, испанская рабочая сила не только более конкурентоспособная, но и более гибкая. Это гарантирует, что мировое значение испанских продуктов и услуг будет продолжать расти.
В-третьих, Испания до сих пор в недостаточной степени коснулась таких географических зон для экспорта, как Латинская Америка (хотя это кажется неправдоподобным), Африка, Ближний и Дальний Восток. Теперь она навёрстывает упущенное исходя из того, что в 2012 году, чрезвычайно сложном для мировой экономики, Испании удалось увеличить свой экспорт в этих регионах на 20%. Низкая стартовая база и вновь приобретённая конкурентоспособность обеспечит Испании высокие темпы роста в будущем, особенно по сравнению с постоянной потерей конкурентоспособности во многих странах с развивающейся экономикой.
В-четвертых, структура производства Испании характеризуется низкой эластичностью: низкая эластичность свойственна потреблению табака (при растущей цене мы всё равно продолжаем его покупать); высокая — приобретению предметов роскоши (обратный процесс). Делается вывод, что экспорт Испании, в отличие от экспорта многих развивающихся стран, имеет показатели низкой эластичности. Если мы рассмотрим испанский экспорт детально, то увидим, что он гораздо более схож по структуре с экспортом Германии, чем с экспортом таких стран, как Китай. Это является важным фактом: экспорт Испании будет не только уверенно расти, но и отличаться меньшей степенью волатильности.
В-пятых и как следствие вышесказанного, Испания с каждым разом привлекает всё больший объём прямых иностранных инвестиций, ускоренно набирающих обороты. Данные инвестиции уже не направлены на финансирование в сфере недвижимости, парков солнечных батарей или покупок за счёт заемных средств. Они обращены на новую промышленную деятельность с высокой экспортной способностью, особенно автомобильную. Это приведет как к увеличению экспорта, так и созданию новых рабочих мест. Обе тенденции будут способствовать снижению уровня безработицы, а также очередному росту ВВП Испании, который в 2014 году снова наберёт темпы.

Испанский экспортОднако пока невыполненным остаётся ряд ключевых задач, подтверждающих данную тенденцию. С одной стороны, испанская экономика во многом обусловлена малым и средним бизнесом (65% ВВП и 80% занятости). Для успешного развития экспорта необходимо наличие достаточного количества средних, а не маленьких компаний (как это отчетливо демонстрирует немецкая миттельштанд-модель). Тем не менее, испанские компании в основном малые, а не средние. Поэтому очень важно, чтобы государственная политика была направлена на укрепление наших средних и малых предприятий.
С другой стороны, Испания по-прежнему имеет острые проблемы с банковским финансированием, которые вовсе не решатся в ближайшее время. И здесь ключевым моментом для продолжения роста деятельности экспортёров Испании является предоставление им небанковских источников финансирования.
Наконец, несмотря на рекордный уровень регистрации патентов в Испании, что может объяснить частичную долю роста производительности экономики страны, производительность сектора R&D продолжает оставаться очень низкой. Следовательно, реальное сотрудничество между компаниями, бизнес-школами и университетами является ключевым моментом для поддержки экономики знаний, которая заложит прочную основу для экспорта в этой сфере.

Ги Сорман, французский экономист, журналист и философ, сказал пару лет назад, что

«консенсус — не всегда правда». Оплакивая наши несчастья, мы мало чего достигнем. Выход из кризиса не произойдёт с подачи поверхностных общественных деятелей, как бы в будущем они ни вешали на себя за это медальки. Выход — в руках упорных и настойчивых людей, которые из самолёта в самолёт открывают новые рынки для наших продуктов.

Игнасио де ла Торре. Преподаватель. IE Business School