Выбрать страницу

Интервью с главным инженером Государственного Учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга Министерства транспорта Российской Федерации»
Сергеем Ивановичем Шпаковым

Кольцевая автодорога Санкт-Петербурга

Какова структура Дирекции сегодня?
Сегодня Дирекция наладила плодотворную совместную работу с администрацией Санкт-Петербурга. Нам удается успешно координировать и синхронизировать процессы завершения строительства конкретных участков КАД и подъездов к ней со стороны города.
Городом построены и введены в строй две работающие в полном объеме развязки — Софийская и Пискаревская (запущена в самом конце 2010 года). Серьезная работа проведена на Индустриальном проспекте.
Его продлили до Шафировского пр., чтобы «подключить» к существующей развязке. Построен Колтушский путепровод, позволивший избавиться от пробок перед железнодорожным переездом. Результаты сотрудничества с областью скромнее, но не в силу какой‑то несговорчивости, а по причине ее меньших финансовых возможностей.
Количество новых развязок будет увеличиваться? Норматив для дороги пятой категории — не более одной развязки на 5 км, поэтому учитывая длину КАД (более 140 км), из которых 25 км проходит по гребню комплекса защитных сооружений (дамбе) показатель полного насыщения составляет 23 – 24 развязки. Однако на некоторых участках (и экспертные оценки это подтверждают) уже возникает или может возникнуть в ближайшем будущем необходимость строительства новых развязок. Нельзя не учитывать тот факт, что сама КАД стимулировала ускоренное развитие прилегающих территорий. Там развилась инфраструктура, построено жилье, появились промышленные предприятия, а значит, нужно обеспечивать доступ к ним, строя новые, не предусмотренные проектом развязки.
Разумеется, тщательно взвешивая все «за» и «против».

Какие способы укрепления грунтов применялись при строительстве КАД?
Существует множество технологий укрепления грунтов. При строительстве КАД было использовано не меньше десятка. Это и устройство гибких ростверков, когда ячейки из полимерных материалов высотой от 80 см до 1 м засыпаются щебнем, а на этом подстилающем слое устраивается земляное полотно.
Для уменьшения давления на грунт при строительстве Пискаревской развязки использовалась облегченная насыпь — кубы из пенопласта, сверху засыпанные грунтом.
Специалисты компании «Дорстройпроект» (сейчас она носит название «Стройальянс») применяли геодрены. На глубину до 10 м шприцем подавался ленточный материал, образующий своего рода дренирующие каналы, по которым вытекает вода. Благодаря обезвоживанию, грунты из тиксотропных превращаются в нормально несущие.
На лоте № 6 КАД (участок от Шафировского пр. до пр. Культуры) и на лоте № 1 (в районе железнодорожной станции Обухово) использовался предложенный НПО «Космос» метод струйной цементации (jet grouting). Под будущим дорожным полотном водонасыщенный текучий грунт укреплялся грунтоцементными сваями, служившими основанием для гибкого ростверка, на котором возводились армогрунтовые насыпи высотой 3 – 11 метров.
Применялось большое количество габионных конструкций. Если стандартные бетонные, при малейших вибрациях или температурных изменениях склонны образовывать трещины, то конструкции из габионов не только без ущерба для себя воспринимают нагрузки, но и эстетично выглядят.
Важное значение было отведено геосинтетике — современным материалам, позволяющим строить подпорные стенки буквально из ничего. Увеличение угла насыпи сокращает отчуждаемую территорию, иногда снимая очень болезненные вопросы по расселению.