Выбрать страницу

Предприниматель, который стремится развивать свою деятельность в другой стране, в частности, экспортируя туда свои товары или услуги, должен основательно изучить и познать эту страну и ее людей. Такое взаимное понимание выступает предпосылкой для успешных деловых отношений. Успешность сотрудничества с иностранными партнерами определяется не только ценой и качеством продукта.

Другая страна — другие традиции

Учет национальных особенностей также помогает создать атмосферу гармонии, в которой процветают не только деловые отношения.

Межкультурный менеджмент — довольно важный аспект, который является не менее важным, чем качество, цена и продукт. При этом речь идет не только о соблюдении элементарных правил поведения, а скорее о том, чтобы знать и уважать культурные особенности соответствующей страны, начиная с приветствия и культурных тем табу, которые нужно учитывать при контакте с
иностранными бизнес-партнерами.
В каждой стране существуют собственные жизненные обычаи, культурные особенности и традиции, которые сказываются также на деловой жизни. Так, многие южноевропейцы раздраженно реагируют на телефонные звонки в обеденное время (сиеста), зато вечером их офисы полноценно работают и после 19-00.
Во многих странах мира большое значение имеют национальные или этнические особенности или принадлежности. Тот, кто в Шотландии или в Уэльсе будет говорить о британцах, вряд ли будет иметь успех. Так же много жителей северной Испании идентифицируют себя не испанцами, а басками, каталонцами или галийцами.
Стоит учитывать не только такие особенности, но и также определенное соперничество внутри страны. Так, в Италии важно знать, что много итальянцев на севере не могут терпеть итальянцев на юге и наоборот. Не нужно забывать также о напряженных отношениях между фламандцами и валлонами в Бельгии.
Насколько интенсивно учитывать межкультурный менеджмент, зависит, конечно, от того, насколько тесными являются деловые отношения. Тому, кто доверил иностранному партнеру сбыт своей продукции, требуется значительно меньше уделять времени этим вопросом, чем предприятию, которое продает напрямую или развивает собственную систему сбыта.
Авторы межкультурных тренингов дают в этом отношении такие простые советы:

  • Перед первым контактом следует собрать полную информацию о партнере.
  • По возможности не комментировать никаких национальных, политических, религиозных или культурных особенностей страны.
  • Не пытаться копировать или имитировать диалекты, действия, поведение или жесты. Это выглядит оскорбительно.
  • Не комментировать, ссылаясь на определенные обычаи в родной стране. Визави будет чувствовать себя скованно.
  • Ни в коем случае не отвергать легкомысленно опыт иностранного партнера. Любой опыт и любое предложение надо сразу воспринимать абсолютно всерьез.
Описание экспортного продукта

Важным для уровня межкультурного понимания является также сам продукт. В частности, продажа дрелей однозначно меньше нарушает культурные особенности страны, чем размещение там колл-центра.
При этом как правило относительно просто избегать межкультурных «грубых ошибок».
Особенно важной темой в этом контексте есть инструкция по пользованию, поэтому своевременно подумайте о том, чтобы предоставить Вашему продукту привлекательный вид, добавив к нему качественно переведенную инструкцию по пользования. Обратите внимание также на тот факт, что не все люди сразу знают, как обращаться с техническими продуктами. Чем проще и доступнее
изложена информация, тем лучше.
И еще один важный совет: подробная инструкция по пользованию, которая перечисляет также все риски при неправильном использовании продукта, является важным средством защиты от затратных процессов по возмещению убытков. Например, в европейском сообществе в сфере юридической ответственности действует законодательство, которое является более строгим относительно производителя или импортера. В качестве бизнесмена Вы всегда будете восприниматься как посол своей страны, ее людей и культуры. Поэтому постарайтесь рассказать что-то о стране,
людях, а также Вашем родном регионе. В большинстве случаев Вы встретите заинтересованных слушателей.
Бизнес-дела всегда решаются между людьми — со всеми их особенностями и своеобразными чертами. Знание языка, традиций и особенностей культуры поведения в конкретном обществе — все это значительно облегчит Ваши деловые и партнерские контакты. Это, конечно, не означает, что Вы всем должны нравиться и со всем надо соглашаться.