Выбрать страницу

Эффективность механизмов государственного управления зависит от полноценного исследования процессов в обществе и достоверности показателей функционирования. Одной из проблем является дозирования информации субъектом управления, что в свою очередь приводит к возвращению искаженной информации, что предоставляет по каналам обратной связи объект управления. В результате такая информация уменьшает вероятность принятия правильного решения. Эти и другие проблемы информационного обмена требуют применения мониторинга управленческими процессами в системе государственного управления.
Виды информации, а также ее пользователи взаимосвязаны. Поэтому одним из наиболее важных вопросов относительно качества информации в системе государственного управления является определение ее пользователей. Для этого необходимо разделить ее на виды в соответствии с ее назначением. В органах государственного управления информацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внешняя информация также делится на информацию для использования в управленческих процессах и общую. Та информация, которая используется в управленческих процессах, предназначена для обеспечения государственных служащих, которые выполняют свои обязанности в соответствии со своими функциями в органе государственного управления. К этому виду относится: вся первичная информация, которая в дальнейшем обрабатывается в информационной системе; промежуточная, что являются результатом обработки, но не приняла конечный вид для использования в управленческих процессах; конечная для использования руководителями и специалистами согласно их служебными обязанностями. Конечная информация принимает вид управленческих документов для подачи в органы управления высшего уровня, в органы управления того же уровня иерархии, и как управленческая, нормативная или справочная для органов государственного управления низших уровней. Общая внешняя информация является конечной для информационной системы органа государственного управления, после соответствующей обработки поступает к пользователям, которым являются руководители и сотрудники предприятий, организаций, работники органов местного самоуправления, граждане и др.. Эта информация распространяется путем рассылки в соответствующие организации, размещения на сайтах органов государственного управления, через средства массовой информации. Внутренняя информация используется внутри органа государственного управления для выполнения возложенных функций. В соответствии с типом информации можно выделить ее пользователей и определить требования к ней. В случаях, когда пользователями являются государственные служащие и специалисты предприятий и организаций, важны ее функциональные свойства, которые позволяют повысить эффективность управленческого процесса. Общий круг пользователей нуждается в информации, касающейся работы органов государственного управления, нормативно-правового, социального и другого характера, которая направлена на удовлетворение потребностей граждан. Специфическое назначение относительно использования ее соответствующими пользователями, информация органов государственного управления приобретает на конечных этапах ее обработки в информационной системе. Основные объемы информационного обмена и обработки информации проходят с использованием первичной, промежуточной и конечной управленческой информации, циркулирующей в системе государственного управления. Поэтому главным пользователем информации в органе государственного управления является государственный служащий, выполняющий работу с информацией в соответствии со своими служебными обязанностями, обеспечивая принятия управленческих решений и их внедрения на различных уровнях системы государственного управления.
Важнейшим этапом при работе с интеллектуальной информации является определение требований к этому продукту, который должен быть разработанным в системе управления и соответствовать потребностям лиц, принимающих решения. Далее эти требования должны быть переведены в показатели технологического процесса обработки информации, на которые ориентируются все государственные служащие, работающие с управленческой информацией. Большое количество требований к управленческим документам входит в состав нормативных документов, регламентирующих документооборот в системе государственного управления, однако решение вопроса качества информации определены недостаточно. В научной литературе рассматриваются свойства, характеризующие качество информации, но их использование в системах документооборота крайне ограничено. С внедрением систем электронного документооборота актуальной становится задача обеспечения качества документов, составляются с применением автоматизированной системы.
С целью детального изучения требований потребителей управленческой информации до ее характеристик, необходимо формализовать эти требования в их взаимосвязи и создать предпосылки для перевода их в количественных показателях. Для подобной формализации предлагается использовать модели, которые связывали свойства продукта требованиям, причем указывали бы и взаимозависимость этих требований. Взаимовлияние свойств можно оценить экспертными методами путем оценки самих свойств информации определенного функционального назначения и определения степени их взаимодействия в конкретных условиях выработки решения.