Выбрать страницу

Возможности использования информационных технологий в организационной и управленческой работе объектов социально-инфраструктурных центров региона

Мировой опыт внедрения информационных технологий в различные сферы хозяйственной деятельности позволяет говорить о больших потенциальных возможностях для перспективного развития и функционирования субъектов хозяйствования, имеющих различные организационно-правовых формы и инфраструктурные территориальные образования, к которым относятся социально-инфраструктурные центры.

Цель статьи — осветить роль информационных технологий в организации работы объектов социально-инфраструктурных центров региона и исследовать их влияние на качество предоставляемых услуг и реализуемых товаров.

Под социально-инфраструктурными центрами (СИЦ) следует понимать места сосредоточения (концентрации) на территории региона новых форм инфраструктурных объектов различных видов деятельности (торговля, общественное питание, бытовое, финансовое и транспортное обслуживание, страхование, образование, культура и отдых, физкультура и спорт), функционирование которых направлено на удовлетворение социально-бытовых и социально-духовных потребностей населения. Такие образования вполне новыми структурными элементами экономического пространства региона, поэтому, по нашему мнению, их следует называть инновационными социально-инфраструктурными центрами. Ведущее место здесь отводится торговой деятельности, вокруг которой в СИЦ концентрируются другие виды деятельности, необходимые для удовлетворения социальных потребностей населения. Объектами таких центров является гипермаркеты, торгово-развлекательные центры, оптовые рынки сельскохозяйственной продукции, специализированные торговые центры, фестивальные центры, пауэр-центры, торгово-общественные центры, стрип-центры, дисконт-центры, торговые центры моды, аутлет-центры.

Можно выделить следующие пять сфер применения современных информационных технологий в деятельности объектов СИЦ:

1. Автоматизация управления, включающая в себя учет персонала задействованного в работе социально-инфраструктурных центров, электронных документооборот между объектами СИЦ, поддержку принятия решений перспективного развития, управления бизнесом.

2. Автоматизация учета, предусматривает использование разнообразного программного обеспечения, в частности бухгалтерских программ, программ расчета цен на товары и услуги, программ для анализа рынка, программ для осуществления расчетов через Интернет и т.п..

3. Реклама объектов СИЦ и их услуг в сети Интернет, получение дохода от размещения рекламы на собственных интернет-страницах.

4. Система организации Интернет-продаж (интернет-магазины).

5. Коммуникации, с помощью которых размещается информация об объектах СИЦ на сайтах, осуществляется общение посредством электронной почты, Интернет-телефонии и интернет-пейджинга.

Особое место в развитии объектов социально-инфраструктурных центров отводится такому виду информационных технологий как Интернет-технологии, благодаря которым создаются и поддерживаются различные информационные ресурсы в компьютерной сети Интернет: сайты, форумы, чаты, электронные библиотеки и энциклопедии. Возможности сети Интернет в обеспечении развития и функционирования объектов СИЦ могут быть использованы по таким направлениям как: мониторинг рынка; маркетинговая деятельность, получение профессиональной информации, поддержка деловых связей через собственные web-сайты, е-mail, обслуживание в системе «Интернет -банкинг »; начала нового бизнеса или создания бизнес-единиц внутри компании (интернет-магазин).

Достаточно эффективным является применение информационных технологий для совершенствования процесса обслуживания населения региона объектами СИЦ и обеспечение высокого качества предоставляемых ими услуг. В этом контексте ИТ должны использоваться для: сбора информации от клиентов о качестве полученных услуг и приобретенных товаров, выявления и регистрации претензий, жалоб от потребителей, организации взаимодействия с потребителем через Интернет, повышения качества и эффективности подготовки руководящих кадров и персонала, документального оформления поступления и реализации товаров, автоматизации процессов деятельности и управления.

Так, применение ИТ в деятельности объектов СИЦ позволят удовлетворить потребности потребителей в товарах и услугах, а также обеспечить им конкурентные преимущества на региональном и межрегиональных рынках.