Выбрать страницу

Введение:
Государство контролирует экспортную деятельность в  основном путем  прямого администрирования следующих операций:
1.физическое перемещение товаров через границу РФ,
2. поступление оплаты  по экспортному контракту,
3.оплата платежей, связанных с экспортом (в первую очередь пошлин),
4.получение экспортером льгот и возмещений по налогам.
Такие  операции как страхование, транспортные услуги, сопутствующие финансовые (кредиты, факторинг) и юридические (претензионная работа) напрямую не администрируются.
Соответственно, наибольшие проблемы заключаются в запутанном, непрозрачном механизме администрирования четырех перечисленных операций.
В целях стимулирования экспорта  продукции малого и среднего бизнеса считаю целесообразным оказывать через портал gosuslugi ряд информационных и сервисных услуг, увязанных в единую систему, описывающую типовые кейсы внешнеэкономической деятельности и содержащие возможности подготовить и автоматически проверить правильность составления или заполнения абсолютно всех документов, требующихся для внешнеэкономической деятельности.
Цепочка моих предложений будет последовательно раскрывать мое видение данного сервиса :
Предложение первое: Информационное обеспечение подготовки экспортных контрактов
Проблема:
Контракт — основополагающий документ сделки и копия его требуется практически во всех администрируемых операциях. Нередки случаи, когда  по формальным «придиркам» к положениям контракта и его формулировкам, вплоть до пунктуации возникали осложнения вплоть до задержания товара.
Как решить: на портале государственных услуг должно существовать описание нескольких десятков типовых кейсов по различным вариантам внешнеэкономической деятельности  каждый из этих кейсов сопровождается примерами типовых внешнеэкономических контрактов, взятых из лучшей юридической практики и  сопровождаемых «on-line конструктором контракта» с системой автоматической проверки. После заполнения контракта и при условии согласования его текстом контрагентом  зарубежным покупателем в случае экспорта). Данный контракт может быть зарегистрирован  в Единой Информационной Системе, доступ к которой имеют все участники процесса администрирования (ФТС, ФНС и т.п.) как правильно оформленный документ.
Что решает :
Государству — текст зарегистрированного контракта больше не проверяется никем из администрирующих — сокращает время и трудозатраты администрирующего  органа, предотвращает ошибки связанные с неправомерным ограничением прав субъекта внешнеэкономической деятельности, сокращает поле возможной коррупции.
Субъекту внешнеэкономической деятельности: сокращает издержки на юридическое сопровождение, предотвращает коррупционные издержки, сокращает возможные издержки, связанные с недобросовестностью покупателя ( включение в контракт «невыгодных» для продавца положений).
Что не решает: при несогласии покупателя на типовой контракт потребуется экспертиза  нетипового. При правильном  составлении конструктора и использовании лучших практик ситуация маловероятна (сотые доли процента), однако проблема может быть  легко решена в принципе с помощью небольшого платного сервиса, который экспортер может заказать по фиксированным тарифам через тот же портал.
Применение данного сервиса существенно упростит и удешевит экспорт для экспортера, но осложнит жизнь таможенных представителей (брокеров) и коррупционеров, привыкших получать незаконное вознаграждение.