Выбрать страницу

Импорт сельскохозяйственного оборудования

Я работаю в компании — таможенном представителе, основная задача которой помогать предприятиям малого и среднего бизнеса декларировать таможенным органам экспортные и импортные грузы. В мои обязанности помимо прочих входит консультирование участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и специалистов компании в сложных ситуациях. Поэтому мое описание будет касаться реального случая, произошедшим с одним из наших клиентов.

1) Пересечение границы и доставка во внутреннюю таможню

Сделка была заключена между украинским производителем с/х техники и российским ООО (назовем его Импортер) на поставку запасных частей к садовым опрыскивателям. Т.к. доставку оплачивал продавец и машина шла по процедуре МДП (TIR CARNET), то особых сложностей у с пересечением границы у Импортера не возникло. А вот по прибытии случился неприятный сюрприз. Дело в том, что в Таганроге единственным местом доставки была определена зона таможенного контроля (ЗТК) на территории СВХ «РОСТЭК-ТАГАЗ». ФГУП РОСТЭК это полугосударственное коммерческое образование, учрежденное ФТС России. Само собой разумеется, что эти две структуры связывают узы крепкой любви. Поэтому таможня расквартировала самый крупный свой таможенный пост, на котором осуществляется оформление всех грузов, перемещаемых сухопутными видами транспорта, на площадях РОСТЭКа, игнорируя только что выстроенное для этих целей собственное здание, и определила единственным местом доставки ЗТК, находящуюся на этой территории. И все бы ничего, да только РОСТЭК начал взимать плату за нахождение транспортных средств в его зоне, хотя в Таможенном кодексе прямо сказано, что плата за нахождение в ЗТК не взимается. Остановлюсь на этом, добавлю только, по 2300 р. с машины ушло за их размещение в ЗТК.

 

2) Таможенное оформление.

Большинство этапов документальной проверки декларация на эти ввезенные товары (ДТ) благополучно миновала, т.к. Импортер был порядочным участником ВЭД, стоимость не занижал, товар пришел от производителя с хорошими документами и пр. и пр.

Казус произошел только с одним товаром на этапе проверки соблюдения запретов и ограничений, установленных во внешнеторговой деятельности. Дело в том, что среди запчастей поставлялся фильтр грубой очистки опрыскивающей жидкости. По сути он представлял собой деталь типа воронки с металлической сеткой для задержки твердых примесей. Но его код ТН ВЭД был аналогичен кодам других жидкостных фильтров независимо от их конструкции. И этот код ТН ВЭД находился в перечне товаров, подпадающих под сертификацию на соответствие техническому регламенту «О безопасности машин и оборудования».

Не обнаружив в пакете прилагаемых к ДТ документов сертификат соответствия на фильтр, таможня арестовала груз и возбудила дело об админ. правонарушении за несоблюдение установленных запретов и ограничений. Наши попытки доказать, что злосчастный фильтр не удовлетворяет определениям «машины» и «оборудования», содержащимися в преамбуле технического регламента, успеха не имели. Только подав жалобу на неправомерные действия инспектора, мы заставили его провести необходимые консультации с вышестоящими таможенными органами, кот. к счастью его и вразумили.

В итоге по вине инспектора машина с грузом простояла свыше недели на СВХ, были сорваны сроки поставки техники Импортером своим контрагентам. Причина не только в некомпетентности чиновника, но и в его стремлении использовать любой повод для возбуждения дела об АП, т.к. у его подразделения есть план с контрольным показателем.

Эти контрольные показатель работы таможни — большая и больная тема для обсуждения, т.к. они провоцируют таможенников достигать контрольного уровня показателя любой ценой. Среди безобидных примеров приведу такой: некоторое время назад таможня работала до 21 часа по достаточно сложному графику занятости. И вот таможенник получает на проверку декларацию и не успевает ее проверить до конца своего рабочего дня. А назавтра он выходит на работу только после полудня или вообще у него выходной. Но до его прихода ту декларацию никакой другой инспектор для окончания проверки в руки не возьмет, хотя право на имеет! Все дело в том, что у таможни есть контрольный показатель — количество деклараций, проверенных одним должностным лицом!!!

 

3) Таможенные платежи

Наш специалист по таможенным операциям заблаговременно рассчитал Импортеру суммы платежей, подлежащих уплате, которые тот также заблаговременно перечислил в таможню. Вместе с декларацией подается копия платежного поручения, по которой инспектор может идентифицировать платеж. Но в нашей таможне всем участникам ВЭД надо прибывать в отдел таможенных платежей с доверенностью и копией платежки, чтобы там ее заверили в случае поступления денег на счета ФТС. Зачем? Просто раньше это было обязательно, вот и оставили добрую традицию. Причем для одних отделов таможенного оформления надо заверять платежки, а для других не надо!

 

4) Наблюдения:

Одним из основных тормозящих и криминализирующих факторов таможенного администрирования является некорректно подготовленные нормативно-правовые акты, кот. зачастую содержат требования, позволяющие их неоднозначную трактовку. Особенно этим грешат нормативные акты ФТС. И это не смотря на их проверку в Минюсте. В итоге мы имеем на каждом таможенном посту свой таможенный кодекс!

 

Когда выходил Таможенный кодекс 2003 года, его анонсировали как закон прямого действия, кот. не требует большого количества подзаконных актов. Тысячи приказов, распоряжений и разъяснительных писем ФТС стали тому подтверждением… Нужно свести к минимуму кол-во нормативных актов, при этом они должны содержать внятные положения для участников ВЭД и четкие подробные инструкции по действиям должностных лиц таможни.