Выбрать страницу

Зарубежный опыт хозяйственно-правового обеспечения управления акционерными обществами зависимости от их размера (на примере Великобритании)

Имеющиеся исследования особенностей корпоративного управления крупными акционерными обществами (далее — АО) в странах Западной Европы, связаны в основном с участием наемных работников в управлении (по национальному и европейскому законодательству). Тенденции в реформировании корпоративного права в Великобритании связаны с необходимостью обеспечения конкурентоспособности британских компаний на европейском и мировом рынках и представляют интерес с точки зрения более широкого внимания к дифференциации правового регулирования организации и деятельности акционерных компаний в зависимости от их размера.
Большая часть проектируемых нововведений в Великобритании касается правового положения органов АО, причем их пути решения зависят от размера компании, которые делятся на публичные и частные, крупные, средние и малые. Британское правительство сосредоточился на приспособлении Закона о компаниях с потребностями малых компаний, со специфическими дополнительными требованиями для крупных компаний. В целом реформы направлены на обеспечение приоритета интересов компании. В настоящее время сформировалась мысль, что концепция приоритета интересов акционеров изжила себя. Становится признанным, что есть другие групповые интересы, которые имеют значение для компании — наемных работников, поставщиков и клиентов, кредиторов (настоящих и будущих), а также общества в целом и окружающей среды. Действующий Закон о компаниях еще не продвинулся далеко в учете этих интересов, которые должны учитывать директора при осуществлении своих полномочий. В главном преобладала традиционная точка зрения, сосредоточена исключительно на интересах акционеров. На обсуждении законопроекта находятся два главных подхода в реформировании под заголовками «плюрализм» и «просвещенных значение акционера».
Концепция просвещенного значение акционера придерживается традиционного представления о акционерную компанию как совокупность акционеров и направлена на активизацию роли акционеров, их информирования и т.д. и обеспечение культуры долгосрочного инвестирования. Согласно плюралистической точки зрения законодательство о компаниях должно быть модифицировано, чтобы компания обслуживала более широкий круг интересов. Концентрированно этот подход через призму структуры законопроекта о компании дает представление, о компании более как о совокупности ее акционеров. И та, и другая концепция сходятся на необходимости повышения роли директоров, которые обязаны добросовестно управлять отношениями компании с наемными работниками, поставщиками, клиентами и другими заинтересованными лицами (совладельцами). Руководящая группа доказывает, что никакие фундаментальные изменения не нужны закона о компании для реализации этого подхода относительно благополучных компаний. Такими, как правило, являются крупные компании. Аргументация широкого полномочного представительства в правлениях компаний наемных работников в настоящее время в Великобритании не получила широкой поддержки.
Имплементация такой точки зрения потребовала бы реформы законодательства об обязанностях директоров, чтобы позволить им посодействовать интересам и потребностям других участников, а не акционеров — это работники, клиенты и поставщики, общество, окружающая среда — даже если это будет в ущерб акционерам. Как возможный вариант рассматривается служебная требование к директорам продвигать успех компании как коммерческого предприятия, то есть не учитывая интересы одного из участников, в том числе акционеров. Обязанности таких директоров нужно выразить субъективно, чтобы предоставить широкие возможности свободного усмотрения. По этому поводу отмечалось, что это существенно для британской конкурентоспособности, что экономика имеет разнообразную динамическую область высококачественных специалистов, готовых стать директорами, и директора готовы взять на себя информационные и рациональные риски. Для снижения этих рисков обсуждался вопрос страхования ответственности, а также, чтобы привлечение директоров к ответственности не было слишком легким. Была поднята проблема «активистов», которые покупают акции, а затем используют процедуру привлечения директоров к ответственности для их «уничтожения». То есть повышение ответственности директоров ставит под сомнение применение в отношении компаний концепции косвенных (побочных) исков (когда акционер может подать иск в интересах компании, в частности, о привлечении директора к ответственности). Согласованная концепция обязанностей директоров предполагает, что директор должен развивать заботливость, мастерство и разумную старательность, основываясь на знаниях, навыках и опыте, что разумно ожидать от директора в его положении, и любому дополнительному знании, навыке и опыте, имеющая конкретный директор.
Кроме того, для публичных и крупных частных компаний предусматривается ряд дополнительных требований. По ним считается необходимым назначение независимого корпоративного секретаря. Им придется декларировать стратегическую информацию об их бизнес. Новое требование для сообщения предусматривает, чтобы в материалах отображались экологические проблемы, как корпоративный социальный долг, так и поддерживаемые инициативы развития. Для публичной и очень большой частной акционерной компании будет требоваться публикация более широкого оперативного и финансового отчета правления, объясняет работу компании, стратегию и взаимоотношения (с работниками, клиентами и поставщиками, обществом). Отчетность таких компаний подлежит обязательной аудиторской проверке. Чтобы улучшить информирование в таких компаниях, документы должны быть доступны на веб-узле компании. Пятнадцать дней должно пройти между публикацией на веб-узле и уведомлением акционеров, чтобы обеспечить акционерам необходимо время для ознакомления с табличными решениями.

Ключевыми рекомендациями относительно малых АО были следующие.
Сформулирована презумпция законодательного невмешательства (вмешательство только при необходимости). Подавляющее большинство зарегистрированных компаний являются малыми. Многое в законопроекте нацелено на то, чтобы упростить законодательство о компании для малых компаний, так как они обычно не имеют многих из законодательных ограничений, сделанные для крупных компаний, и они находятся в не столь хорошем положении, чтобы придерживаться сложности текущей правовой основы. Типичным для таких компаний станет «режим выбора», по которому частные акционерные компании могут принять решение и обойтись без некоторых из предусмотренных законодательством формальностей. Если компания желает быть связанным этими требованиями, то компания должна сделать такой выбор.
Предполагается кодификация и расширения концепции единого согласованного акта, что уже существует в общем праве. Эффект заключается в том, что любое решение, что компания имеет право принять, действительно, даже если не соблюдены все необходимые законные формальности, если этим обеспечивается согласие всех членов компании.
Для малых АО предусмотрено упрощение бухгалтерского учета и отчетности, проведение аудиторской проверки только по решению общего собрания, не требуется обязательное назначение независимого корпоративного секретаря. Для частных компаний предусмотрено сокращение срока уведомления о созыве общего собрания для частных компаний (за 14 дней, независимо от цели собрания и видов решения, должно быть принято). Поправка 200489 с Актом о компаниях 1985 поставили отчетность и освобождение от обязательного аудита в зависимости от размера предприятия. Норма о сокращенной отчетности малых и средних предприятий вступила в силу в январе 2004 г.

Целесообразным будет использование указанного опыта в разработке направлений совершенствования отечественного законодательства об АО.