Выбрать страницу

Инновационная ориентация предприятий и механизм управления инновационной политикой промышленных предприятий на современном этапе социально-экономического развития

Сейчас чрезвычайно актуальным является исследование всех аспектов инновационного предпринимательства в условиях рыночных отношений. Ведь инновационное предпринимательство на современном этапе социально-экономического развития — один из важнейших путей обеспечения конкурентоспособности отечественных рынков хозяйства. По нашему мнению, выйти из экономического кризиса возможно лишь при условии реализации государственной политики, направленной на развитие инновационной модели экономического роста. Только путем введения инноваций можно быстро и эффективно трансформировать малое и среднее предпринимательство и одновременно обеспечить выход на мировой уровень, что чрезвычайно важно для нашего государства с ее огромным потенциалом индустриальной страны.
Вложения инвестиций в разработку новшества — половина дела. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации.
Исходя из важности инноваций для деятельности любого предприятия, встает вопрос об инновационном менеджменте. Важной задачей управления инновационной деятельностью на предприятии является разработка инновационной стратегии предприятия, его генеральной миссии и цели в виде системы долгосрочных целей инновационной деятельности.
Проведение государственной инновационной политики в промышленности невозможно без активного внедрения инновационных ресурсосберегающих мероприятий на каждом украинском предприятии. В свою очередь реализация ресурсосберегающей политики на макроэкономическом уровне требует формирования развитого механизма управления инновационного ресурсосбережения на предприятии, охватывает все вопросы производственной, коммерческой, научно-исследовательской, снабженческой деятельности хозяйственного субъекта, эффективно заинтересовывая отдельные подразделения и службы предприятия в проведении комплексных работ по повышение ресурсоэффективности производства.
В общем виде структуре организационно-экономический механизм управления реализацией инновационной политики на промышленном предприятии может быть представлен как ряд этапов, в своей совокупности образуют комплексную систему управления ресурсосбережения на предприятии, она может использоваться для достижения широкого спектра управленческих целей с помощью экономических методов.
В частности, такие цели формируются на первом этапе указанного механизма на основе анализа текущих и перспективных проблем предприятия, связанных с инновационным ресурсосбережением, выступают оптимизация затрат на изготовление новых промышленных изделий предприятием с учетом резервов ресурсосбережения на всех стадиях их жизненного цикла совершенствования существующей системы нормативов затрат ресурсов на предприятии; активизация поиска резервов ресурсосбережения на отдельных участках производства с целью снижения уровня ресурсоемкости существующих изделий, снижение вредного воздействия деятельности на окружающую среду за счет использования имеющихся резервов ресурсосбережения и т.д..
Конкретизация поставленных целей путем формирования ряда соответствующих задач происходит на втором этапе. Например, цели по снижению уровня ресурсоемкости существующих изделий может содержать такие задачи, как совершенствование конструкции существующих изделий в направлении ресурсосбережения, обеспечения более качественного снабжения предприятия необходимыми материалами (желательно повышенного качества и по менее высокой цене), более рациональная организация технологического процесса изготовления существующих изделий и т. д..
На третьем этапе определяются субъекты целевого воздействия на поставленные задачи. На этом этапе исследуется круг субъектов внешней и внутренней среды предприятия — потребителей, конкурентов, органов государственной власти, непосредственно подразделений предприятия, отдельных рабочих групп, влияющих на достижение конечного результата ресурсосбережения, а также особенности объектов — технологических процессов, производственных участков , промежуточной и конечной продукции, производственных операций и т.д. — для которых определяется их восприимчивость к внешним воздействиям.
Четвертый этап предусматривает формирование множеств альтернативных вариантов инновационных ресурсосберегающих мероприятий (технических, социальных, организационных, экономических, экологических (природоохранных)), исходя из определенного круга субъектов и объектов воздействия. На этом этапе также проводится экономическая оценка эффективности мероприятий с учетом стадий жизненного цикла промышленной продукции и отбор наиболее эффективных из них, которые формируют итоговый комплекс мероприятий, подлежит дальнейшей реализации.
На пятом этапе осуществляется подбор адекватного инструментария для реализации комплекса отобранных инновационных ресурсосберегающих мероприятий, и определяются источники их финансирования. Указанный инструментарий должен охватывать применения всех методов управления: административных, экономических, социально-психологических, с преобладанием, на наш взгляд, экономических рычагов влияния. В частности, административный инструментарий может предусматривать усиление норм расхода ресурсов предприятием, а административные взыскания за невыполнение плана инновационных ресурсосберегающих мероприятий, перерасход материалов и др. Как правило, его использование связано с формированием негативной мотивации у работника и менее эффективно, чем экономическое стимулирование, сочетающий как положительную, так и отрицательную мотивации. В целях экономического стимулирования реализации инновационных ресурсосберегающих мероприятий на производстве могут применяться премии, выплачиваемые за выполнение и перевыполнение плана по ресурсосбережению, достижения незапланированной экономии ресурсов, представления рационализаторских предложений по ресурсосбережению, а также отчисления из заработной платы при невыполнении поставленных задач по рациональному использованию ресурсов. Психологический инструментарий охватывает меры морального поощрения работников за достигнутые показатели в сфере ресурсосбережения, улучшения условий труда, награждение грамотами, ценными подарками, присвоение почетных званий. Параллельно с выбором инструментария реализации инновационных ресурсосберегающих мероприятий определяется конкретный источник, и возможности их практического использования для реализации инновационных ресурсосберегающих мероприятий на макроуровне достаточно полно освещены в работах ученых.
На шестом этапе происходит практическая реализация инновационных ресурсосберегающих мероприятий через принятие и выполнение соответствующих управленческих решений, а также осуществляется контроль над ходом их выполнения.
Итоговым этапом механизма является оценка результатов влияния инновационной ресурсосберегающей политики на объекты управления. Для ее проведения могут использоваться показатели, которые отражают степень изменения исходных показателей-индикаторов, в частности изменение производительности труда, объемы экономии (перерасхода) ресурсов, изменение суммы затрат на ремонт оборудования, повышение качества продукции и др.. На этом этапе определяется уровень достижения поставленных в начале цикла целей ,и очерчивается круг проблем, подлежащих решению в будущем, и служить для определения целей управления в следующем цикле. После оценки результатов воздействия рассмотрен цикл повторяется снова, обеспечивая эффективное управление реализацией инновационной ресурсосберегающей политики на предприятии.
Итак, с целью стимулирования реализации инновационной ресурсосберегающей политики на микроэкономическом уровне сформирован организационно-экономический механизм ресурсосбережения на предприятии, охватывает все вопросы производственной, коммерческой, научно-исследовательской, снабженческой деятельности хозяйственного субъекта, эффективно заинтересовывая его отдельные подразделения и службы в проведении комплексных работ по повышению ресурсоэффективности производства. Главной целью такого механизма определено максимизацию прибыли промышленного предприятия за счет выявления и практического использования имеющихся резервов ресурсосбережения на всех стадиях жизненного цикла изделия. К основным принципам функционирования организационно-экономического механизма относятся принцип системности, целостности, долгосрочной перспективы, нормативности, замкнутой ответственности служб предприятия за достижение конечного результата ресурсосбережения, адекватного и оперативного отображения, учета стоимости упущенных возможностей и экономического стимулирования.
Основными обеспечивающими направлениями реализации инновационной ресурсосберегающей политики на макроуровне и формирования соответствующего организационно-экономического механизма на промышленном предприятии, по нашему мнению, являются:
— Определение стратегии развития промышленного предприятия с учетом требований инновационного ресурсосбережения;
— Разработка дифференцированной системы стандартов предприятия по затратам ресурсов на единицу продукции;
— Совершенствование системы внешней и внутренней отчетности предприятия с целью сбора и анализа информации, отражающей текущее состояние и результаты внедрения инновационных ресурсосберегающих мероприятий на различных этапах жизненного цикла промышленной продукции;
— Внедрение системы контроля над выполнением требований ресурсосбережения, установленных предприятием, на каждой стадии производства;
— Совершенствование системы прогнозирования и планирования затрат ресурсов на предприятии согласно системы внутризаводских стандартов и достигнутых результатов инновационного ресурсосбережения (с систематическим корректировкой стандартов предприятия, если достигнутые результаты по ресурсосбережению позволяют сделать их более жестокими);
— Формирование системы финансирования инновационных мероприятий по ресурсосбережению (поиск источников финансирования, определения оптимальных с точки зрения соотношения результатов и затрат инновационных ресурсосберегающих мероприятий);
— Формирование системы регулирования ресурсосбережения с помощью различных методов управления: экономических — внедрение комплекса экономических санкций (поощрений) для работников в случае невыполнения (выполнения, перевыполнения) ими требований ресурсосбережения на предприятии; административных — применение мер административного воздействия к нарушителям установленных требований; социально-психологических — морального осуждения (стимулирования) и т.п.; причем предпочтение должно быть дано именно экономическим методам регулирования как наиболее действенным в рыночных условиях.