Выбрать страницу

Предыдущий обзор рынка автозапчастей ДФО

Роман АББАСОВ, руководитель продуктового направления запчастей
компании «Юником»

– В чем Вы видите специфику рынка автозапчастей ДФО по сравнению с другими регионами?
– Специфика рынка автозапчастей, как и автопарка ДФО, складывалась на протяжении последних 20 лет благодаря географической близости Японии. Действовавшие льготы для моряков позволяли привезти японский автомобиль по смехотворной цене. 93% автопарка составляют японские автомобили с правым рулем, и доля автозапчастей распределяется соответственно – более 90% рынка занимают автозапчасти для «праворуких японок», и лишь около 10% приходится на авто европейских производителей.
– Есть ли какие-то особенности, которые выделяют рынок запчастей именно Вашего города и области среди рынков других крупных городов ДФО?
– Владивосток – самый крупный порт на Дальнем Востоке, и основная масса грузов из других стран идет через него. Именно он является основной базой для поставки автомобилей и автозапчастей на весь ДФО.
– Насколько изменился здесь автомобильный парк за последние год-два и как это отразилось на рынке автозапчастей?
– За последние годы слегка выросло число авто с левым рулем европейского и корейского производства. Появились небольшие магазины, специализирующиеся на продаже запасных частей к ним.
– Как изменения парка отразились на потребительской аудитории и ее предпочтениях?
– На данный момент европейские автомобильные брэнды занимают прочную позицию в сегменте VIP и Luxury – соответственно, их количество невелико.
– Изменится ли, на Ваш взгляд, эта ситуация в дальнейшем?
– Возможно. Но для этого потребуются либо кардинальные изменения в ценовой политике дилеров, либо политика государства в виде жестких заградительных пошлин на ввоз подержанных «японок». У людей на Дальнем Востоке особый менталитет.
Человек с большей вероятностью купит японскую подержанную машину со всеми возможными опциями за те же деньги, каких стоит новый автомобиль в базовой комплектации. На крайний случай – купит японский автомобиль с левым рулем.
Европейские машины эконом-класса просто не рассматриваются. Это факт. Не потому, что они плохие, а потому, что люди их не знают. Переломить данную ситуацию будет очень сложно. Ситуация на западе страны похожая, только там, наоборот, люди не доверяют «японцам» с правым рулем.
«Корейцы» же постарались выступить в роли недорогих и практичных авто – и, как результат, всe больше потребителей склоняются к их покупке.
– Каковы, судя по Вашей практике и практике Ваших коллег-конкурентов, основные проблемы рынка автозапчастей в ДФО? Есть ли какие-то подвижки в направлении их решения?
– Глобальных – пока нет. Единственная достойная внимания проблема – высокая плотность конкурентов на квадратный километр и огромный выбор брэндов автозапчастей. Ее результатом являются постоянные ценовые войны и борьба за потребителя.
– Насколько развита конкуренция между федеральными и местными игроками, какие формы она принимает? Если она развивается, то когда произошли первые заметные столкновения? Как Вы видите перспективы рынка в этом плане?
– Рынок запчастей делится на несколько сегментов. В сегменте оригинальных запасных частей ситуация более напряженная – возят все, кто может. Из Тайваня, ОАЕ и Японии. Мелкие и крупные игроки. Здесь все перспективы могут закончиться с регистрацией японских производителей в ФТС – по примеру «Тойоты» и «Ниссан». В этом сегменте рынка «федералов» нет. Федеральные компании плотно располагаются в сегменте запчастей для aftermarket: здесь представлены как западные игроки, так и мощные компании, у которых есть филиалы по всей стране, включая Москву. Производителей данной продукции интересуют более крупные дистрибьюторские компании, они пытаются регулировать коммерческую политику своих брэндов, устанавливают планы на закупку продукции и т. д. Перспективы данного рынка достаточно оптимистичны для местных компаний. За счет специфики автопарка и удаленности от Запада местные игроки лучше понимают ассортимент, развитие автопарка – и, соответственно, более оперативно реагируют на все изменения.
– Каковы тенденции и перспективы крупного, среднего, мелкого опта, розничных сетей и розницы вообще в ДФО и конкретно в Вашем городе и области? Как развита конкуренция в этих нишах и что изменилось в расстановке сил за последние год-два?
– Как я уже говорил – конкуренция очень плотная и высокая. Конкурент есть у каждого – начиная компаний федерального уровня и заканчивая маленьким магазинчиком. В каждом сегменте – крупном, среднем, мелком оптах и рознице – ситуация имеет свою специфику. В таких условиях каждый игрок любого уровня вынужден постоянно развиваться и быть в курсе всех последних тенденций рынка, его ценовых диапазонов, уметь «держать» своих клиентов. За последние годы существенных изменений рынок не потерпел, за небольшими исключениями, в виде открытия крупной розничной сети в Приморье.
– Насколько развита в ДФО и конкретно в Вашем городе интернет-торговля автозапчастями? Каковы перспективы в этом смысле?
– За последний год-два интернет торговля получила очень широкое распространение. Всe больше потребителей начинают отдавать предпочтение интернет-покупке, получая товар «на дом». Но большинство покупателей запасных частей предпочитает прийти в магазин, пообщаться с продавцом, выслушать его рекомендации. Этим также объясняется наличие огромного количества автомагазинов. В перспективе доля продаж через интернет будет, безусловно, расти.