Выбрать страницу


Вспомним, что состязательность рынков как зависимая переменная в эконометрической спецификации модели может определяться четырьмя переменными: свободный доступ к технологиям для укоренившихся и новых фирм; наличие реальной угрозы потенциальной конкуренции; незначительные необратимые издержки входа; реализация стратегии «ударить и убежать» для новых фирм.

 

Наше эмпирическое исследование нацелено на решение двух основных задач.

Во-первых, мы хотели бы эконометрически проверить, являются ли вышеизложенные независимые переменные существенными для оценки российского рынка АПП как квазиконкурентного. Во-вторых, посредством дескриптивной статистики нам необходимо оценить каждую из данных независимых переменных на предмет ее реализуемости в условиях российского рынка АПП.

 

Оценка значимости условий наличия квазиконкуренции на рынке АПП выполняется посредством следующей эконометрической модели: 


где Yi — наличие (1) или отсутствие (0) квазиконкуренции на рынке АПП;

 

F () — функция стандартного нормального распределения;

 

FreeEntry — экспертная оценка свободного доступа к технологиям (от 0 до 10;

0 — доступ к технологиям отсутствует, 10 — отсутствуют какие-либо ограничения

на доступ к технологиям);

 

Competition — экспертная оценка наличия реальной угрозы потенциальной

конкуренции (от 0 до 10; 0 — угроза потенциальной конкуренции отсутствует,

10 — угроза потенциальной конкуренции максимальна);

 

EntryCosts — экспертная оценка уровня необратимых издержек входа (от 0 до

10; 0 — необратимые издержки входа отсутствуют, 10 — необратимые издержки

входа непреодолимы);

 

Strategy — экспертная оценка возможности реализации стратегии «ударить

и убежать» на рынке авиаперевозок (от 0 до 10; 0 — стратегия «ударить и убежать

» может быть реализована любой авиакомпанией, 10 — стратегия «ударить

и убежать» не может быть реализована ни одной компанией).

 

Эмпирическую базу исследования составляют результаты опроса 156 экспертов

ведущих авиакомпаний Российской Федерации и СНГ (помимо российских

авиакомпаний в опросе принимали участие эксперты авиакомпании Air Astana

(Республика Казахстан), Armavia (Республика Армения), Air Moldova (Республика

Молдова), AeroSvit (Украина)).

 

Результаты оценки с использованием уравнения (2) представлены в таблице 2. 

 

 

 

Из таблицы 2 ясно, что все указанные независимые переменные эксперты считают существенными при оценке российского рынка АПП как квазиконкурентного, или состязательного. Таким образом,выполнение/невыполнение четырех условий состязательности рынков для новых фирм — это необходимое условие для оценки уровня квазиконкуренции рынка АПП. 

 

Дескриптивная статистика позволяет оценить данные переменные применительно к современному состоянию российского рынка авиаперевозок.

 

Оценивая свободу доступа новичков к технологиям, которыми владеют укоренившиеся авиакомпании, мы опирались на результаты анкетного опроса ведущих авиакомпаний России и можем отметить наличие значительного технологического разрыва между новичками и укоренившимися компаниями. Данный разрыв обусловлен в первую очередь сложностью доступа новичков к технологиям, которыми владеют укоренившиеся фирмы. Так, практически все респонденты (94 %) отметили сложность получения сертификата на выполнение оперативного и периодического обслуживания авиационной техники, а также на самостоятельное проведение «тяжелых» форм обслуживания (так называемых C-check форм), что является необходимым элементом функционирования перевозчика в отрасли. Имеют место и проблемы со специфическими «технологиями», например с технологиями обработки и анализа полетной информации. Согласно данным Росавиации доля расшифрованных полетов должна составлять не менее 90 %. Например, до недавнего времени соответствующей лицензией от Airbus располагали лишь две авиакомпании РФ: «Аэрофлот — Российские авиалинии» и «S7 — Сибирь». Таким образом, мы можем рассматривать отрасль авиационных пассажирских перевозок как отрасль со значительными структурно-технологическими барьерами входа, что, в свою очередь, существенно снижает возможности доступа новичков к отрасли. 

 

Оценивая наличие реальной угрозы потенциальной конкуренции, следует отметить,что начиная с 1990 года наблюдалось большое количество «входов» (получение сертификата) новых игроков на данный рынок. Так, например, согласно данным ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в 2006 году было осуществлено 33 входа в отрасль авиационных перевозок. Из них лишь семь игроков получили сертификат эксплуатанта авиационной техники. Более детальный анализ структуры активов входящих компаний, численности их сотрудников, развитости маршрутной сети авиакомпаний, а также их членства в IATA и ICAO позволяет говорить о том, что только одна авиакомпания (Sky-Express) из 33 обладает парком магистральных самолетов и может рассматриваться как «серьезный» игрок в данной отрасли. Практически все респонденты (97 %) утвердительно ответили на вопрос о существовании значительных административных барьеров входа в отрасль АПП. В качестве такого рода барьеров был назван, в частности, такой параметр рынка, как высокие трансакционные издержки оперирования в отрасли, в частности, неофициальные выплаты чиновникам за возможность оперировать на конкретном рынке, за предоставление слотов (время вылета/прилета) и т. д. Делаем вывод: в отрасли имеют место значительные поведенческие (административные) барьеры входа, что существенно снижает угрозу потенциальной конкуренции.