Выбрать страницу

Элементы взаимодействия предпринимателя и таможни

Согласно данным Федеральной таможенной службы РФ совершенствование таможенного администрирования за счет внедрения в практику таможенного оформления новых технологий таможенного оформления, предусматривающих внедрение института предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах, использования полнофункциональной модели системы управления рисками с актуализированной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствием с особенностями конъюнктуры мирового рынка на момент осуществления соответствующей процедуры контроля, возможности осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме.Инфраструктурное развитие приграничных субъектов Российской Федерации. Снижение транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом. Обеспечение взимания в полном объёме обязательных к уплате таможенных платежей.  

1. Концепция в равной степени распространяется как на ввозимые, так и на вывозимые товары.

2. Таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров, непосредственно в пунктах пропуска не осуществляются (за исключением установленных случаев).

3. Как правило, таможенное оформление и таможенный контроль будут производиться на таможенно-логистических терминалах, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

4. Предполагается сохранить действующий порядок таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, таможенное оформление которых осуществляется в местах, максимально приближенных к местонахождению получателей или их потребителей и производителей: — сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, для обеспечения бесперебойного их функционирования с учётом непрерывного технологического цикла; — экспресс-грузов; — культурных ценностей; — товаров, перемещаемых в рамках инвестиционных проектов, реализуемых при поддержке Правительства Российской Федерации, и товаров, перемещаемых в адрес участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых установлены специальные упрощённые процедуры таможенного оформления; — драгоценных металлов и драгоценных камней, а также делящихся и радиоактивных материалов, ядохимикатов, взрывчатых веществ; — товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях; — товаров, в отношении которых устанавливаются следующие таможенные режимы: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз (в том числе на выставки по карнетам АТА) и режим свободной таможенной зоны (свободного склада) при их перемещении резидентами особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типа; — товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи, а также для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

5. Таможенное оформление товаров, которые требуют особых условий хранения и (или) для таможенного оформления которых необходимы специальные знания (фармацевтические, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества и др.), в приграничных субъектах Российской Федерации возможно после развития специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создания соответствующего экспертно-аналитического потенциала, способствующего качественному выполнению функций таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, а также укомплектования таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией.

6. Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.

7. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, будут приниматься после доработки таможенных технологий любым таможенным органом, правомочным осуществлять такие действия.

8. Таможенно-логистические терминалы будут расположены в зонах таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации.

9. Строительство, оборудование и оснащение таможенно-логистических терминалов будет производиться бизнес-сообществом в рамках государственно-частного партнёрства в соответствии с требованиями государственных контролирующих органов.

10. Не предполагается длительное хранение товаров под таможенным контролем на таможенно-логистических терминалах.

11. В случае необходимости Правительство Российской Федерации определяет специализацию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

12. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, должны производиться с учётом видов транспорта, которым перемещаются товары.

 В докладе ФТС России об осуществлении государственного контроля (надзора) и его эффективности отражены следуюющие моменты:

В связи со вступлением в силу ТК ТС произошли следующие изменения:

— срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров увеличен до трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем;

— установлена новая форма таможенного контроля – таможенная проверка;

— расширен перечень лиц, у которых может проводиться таможенный осмотр помещений и территорий;

— установлены новые формы таможенного контроля – проверка системы учета товаров и отчетности и учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

Таможенное законодательство Таможенного союза содержит большое количество отсылочных норм к национальным законодательствам государств – членов Таможенного союза, что приводит к отсутствию единообразия и прозрачности таможенного администрирования, вызывает негативное восприятие интеграционных процессов у участников внешнеэкономической деятельности.

ФТС России ведется работа по подготовке предложений Российской Федерации по внесению изменений в таможенное законодательство Таможенного союза.

Внесено 95 предложений, касающихся изменений в ТК ТС, 28 предложений по внесению изменений в международные соглашения и 13 предложений по разработке дополнительных решений и соглашений, в том числе предложения по внесению изменений в статьи ТК ТС, регулирующие проведение таможенного контроля, в части установления правовых оснований для назначения таможенной экспертизы
(пункт 1 статьи 138 ТК ТС) и установления такого основания для временного приостановления проведения выездной таможенной проверки, как проведение встречной проверки (статья 132 ТК ТС).

В рамках Соглашения о займе от 31.10.2003 № 4689-RU между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития выделено 140 млн. долларов США на реализацию проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов».

Целью проекта является проведение комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, предусматривающей совершенствование нормативно-законодательной базы, рабочих процессов и информационных технологий.

Проект предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

Направление 1: Совершенствование порядка работы таможенных органов.

В рамках направления будут оптимизированы и, при необходимости, разработаны новые процедуры таможенного оформления и контроля, взаимодействия с участниками ВЭД, контролирующими и другими заинтересованными организациями, контроля после выпуска товаров, транзита, применения мер тарифного и нетарифного регулирования, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с международными требованиями

Направление 2: Институциональное развитие таможенных органов.

Направлением предусмотрено дальнейшее совершенствование работы в области организации и управления таможенной службой, информатизация управленческого и нормативного регулирования оперативной работы и правоприменения.

Направление 3: Информационные технологии и инфраструктура.

По данному направлению будут выполнены работы по развитию существующей телекоммуникационной инфраструктуры, проектированию, разработке и внедрению Единой Автоматизированной Информационной Системы таможенных органов (ЕАИС) третьей очереди, а также по обновлению парка компьютерной и специальной техники.

Направление 4: Управление Проектом

ФТС России должен обеспечить эффективное управление реализацией Проекта, а также своевременное и рациональное распределение ресурсов, проведение закупочной деятельности, управление выделенными финансами

Реализация Проекта будет способствовать развитию внешней торговли Российской Федерации, совершенствованию таможенного администрирования, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления и на этой основе — увеличению внешнеторгового оборота и собираемости таможенных платежей.

При этом будет обеспечено:

  • устойчивое функционирование таможенных органов и безусловное выполнение стоящих перед ними задач;
  • прозрачность и предсказуемость действий таможенных органов для участников ВЭД, партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками ВЭД, создание эффективных процедур разрешения споров;
  • укрепление законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности, безусловное соблюдение всеми участниками внешнеторговой деятельности норм национального и международного права;
  • гармонизация и унификация российского законодательства в соответствии с мировыми стандартам, сближение российского таможенного законодательства и таможенного законодательства стран ЕЭС, укрепление позиций Российской Федерации в международных организациях таможенной направленности;
  • повышение эффективности системы управления кадрами и её адаптация к современным условиям.