Выбрать страницу

Предприятие является открытой социально-экономической системой, тесно взаимодействует с внешней средой. Именно поэтому управление предприятием — это сложная и ответственная работа. Ее сложность определяется состоянием управляемой системы, целями, сроками их реализации, выявлением внутрисистемных связей, взаимозависимостей элементов и всей системы с внешней средой.
Нестабильность внешней и внутренней среды, борьба за потребителя и качество продукции, рост конкуренции, высокий динамизм производства, неопределенность процессов формирования и развития факторов производства требуют глубокого обоснования управленческих решений с помощью современных методов анализа.
Целью данной работы является обоснование способности экономического анализа в обеспечении принятия научно обоснованных управленческих решений на основе глубокого исследования внутреннего развития экономических явлений и процессов, которые являются неотъемлемым условием деятельности предприятия.
Данный вопрос рассматривали отечественные экономисты и ученые, такие как: Т.М. Ковальчук, Е.В. Мных, А.И. Павленко, Н.Г. Чумаченко, С.В. Мочерний и др.. Свой вклад в исследование экономического анализа сделали и зарубежные ученые, а именно: В.В Ковалев, Н.А. Русак, Р. Холт, А.Д. Шеремет и др.
Целью экономического анализа, как функции управления, является своевременное и объективное оценивание хозяйственных процессов, проведение исследовательского сравнение между фактическим и запланированным уровнем развития предприятия, обеспечение поиска новых возможностей в достижении цели предприятия, переориентации планов будущей деятельности предприятия, в случае изменения внешней и внутренней среды, с целью принятия качественных управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Для обеспеченности целеустремленности и организованности в сфере управления предприятием экономический анализ должен способствовать тому, чтобы управленческие решения соответствовали следующим требованиям: оптимальность, эффективность, своевременность, объективность, обоснованность, гибкость и действенность.
Поэтому назрела объективная необходимость выделения в экономическом анализе таких составляющих, как теоретический и конкретно-экономический анализ.
Можно отметить, что теоретический анализ — это качественный, а конкретно-экономический — количественный экономический анализ. Как теоретический, так и конкретно-экономический анализ должны обеспечивать выработку и принятие оптимальных управленческих решений на всех уровнях управления.
В процессе развития рыночных отношений появление новых проблем управления приводит к изменению направлений, сферы применения экономического анализа. Это в свою очередь обусловливает необходимость обновления научного аппарата экономического анализа.
Сегодня в системе управления предприятием в условиях неопределенности аналитических исследований первоочередными становятся следующие направления:
1) поиск путей повышения эффективности использования ресурсного потенциала, прогнозирования жизненного цикла продукции, процессов предприятия, оценки финансовых возможностей развития производства, где важное место занимает экономическая диагностика;
2) достижение оптимального соотношения спроса и предложения, сбалансирование производства и потребления;
3) изучение слабых и сильных сторон предприятия в соответствии с потенциальных возможностей развития предприятия и рисков внешней среды для выработки тактических управленческих решений в соответствии с выбранной маркетинговой стратегии предприятия, обоснование стратегических, инвестиционных и финансовых решений;
4) осуществление комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия с целью формирования перспектив его развития;
5) поиск путей ритмичности и согласованности деятельности для достижения целей и развития предприятия, его структурных подразделений.
Для успешной реализации вышеуказанных направлений исследований экономического анализа необходимо:
повысить оперативность экономического анализа, проявляется в минимизации периода, за который проводится экономический анализ;
отойти от обязательной формальной «точности» результатов анализа, т.е. перенести центр внимания от анализа отчетности к анализу ситуаций, целевого анализа резервов;
создавать аналитические группы с участием экономистов, технологов, маркетологов, юристов для обеспечения комплексности экономического анализа;
расширить использование выборочных данных и дополнительной информации.
Таким образом, экономический анализ является методологической основой исследования деятельности предприятия и одной из главных особенностей управления предприятием в сложных социальных и экономических условиях неопределенности. Он позволяет выявить слабые и сильные стороны, возможности и угрозы, выбрать наиболее оптимальные направления текущих и стратегических действий с учетом фактических целей хозяйственной деятельности предприятий, что в конечном итоге повышает эффективность их функционирования и обеспечивает рост национальной экономики.