Выбрать страницу

После присоединения к Энергетическому сообществу в 2011 году Украина обязалась гармонизировать свой институт экологической экспертизы по европейским нормам уже к концу 2012 года.

Для этого Украина должна имплементировать в национальное законодательство положения Директивы ЕС по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Однако в 2011году  вследствие либерализации инвестиционной политики состоялось фактическое упразднение института экологической экспертизы в Украине. Под угрозой оказались не только выполнение Украиной ее международных обязательств, но и экологическая безопасность страны.

Как обеспечить одновременно энергетическую и экологическую безопасность?

Украина стоит на пороге значительных изменений в своей энергетической политике.  В проекте обновленной Энергетической стратегии Украины до 2030 правительство впервые уделило экологическим вопросам надлежащее внимание.  Наряду с инвестициями в традиционные источники энергии предусмотрены существенные инвестиции в энерго-эффективность и «зеленую энергетику ». С одной стороны, такая политика соответствует ориентирам в энергетической политике развитых государств. С другой — вниманием обделяется вопрос согласованности энергетической политики с принципами экологической безопасности. Для обеспечения и энергетической, и экологической безопасности и обеспечения устойчивого развития Украина должна ввести европейскую модель экологической экспертизы.

Именно европейская модель экологической экспертизы является той «золотой серединой» между либеральной инвестиционной политикой без учета экологических последствий и избыточной зарегулированностью разрешительной системы.

В 2011 в результате либерализации инвестиционной  политики в Украине произошла фактическая отмена института оценки воздействия на окружающую среду , или государственной экологической экспертизы. Либерализацию инвестиционной политики оправдывают тем, что забюрократизированная разрешительная система способствовала коррупции и сдерживала инновационный потенциал частного сектора. Однако система, которая возникла после упрощения, а также практика принятия государственных решений в энергетике не способствуют обеспечению экологической безопасности страны. Так, мероприятия по увеличению добычи угля и сланцевого газа, призванные укрепить энергетического ну безопасность страны, не учитывают экологических принципов:
обновленная Энергетическая стратегия предусматривает существенный рост добычи угля, сжигание которого, как известно, имеет негативное влияниена окружающую среду. Из-за закрытости и непрозрачности процесса пересмотра Стратегии пути минимизации экологических рисков такого шага публично не обсуждают. Поэтому существует опасность, что экологические последствия роста добычи  угля не будут учтены и в ходе реализации Энергетической стратегии, что приведет к ухудшению состояния окружающей среды в стране.

По схожему сценарию правительство подходит к развитию добычи сланцевого газа. В 2011 году Львовский областной совет отказался  дать согласование на разработку Олеского месторождения из-за недостатка информации об экологических рисках такого решения.  В  ноябре 2011 годаВерховная Рада внесла изменения в законательсто в области соглашений о разделе продукции и устранила местные общины от принятия решений по разрешению на разработку недр.  Опасаясь протестов вроде Франции или Болгарии, где к конце-концов запретили разведку сланцевого газа из-за выбросов, украинская власть решила вообще не выносить этот вопрос на обсуждение общественности, сделав процесс принятия решений максимально закрытым. Такие действия являются прямым нарушением норм Орхусской конвенции по защите экологических прав граждан, которуюУкраина ратифицировала еще в 1998 году.

Цена игнорирования европейской модели экологической экспертизы в Украине ежегодно будет расти. В ближайшие десятилетия в модернизацию и развитие энергетической инфраструктуры должны поступить немалые инвестиции. При пренебрежении принципами экологической безопасности эти инвестиции принесут большой вред окружающей среде. Кроме того, если в прошлом следствием несоблюдения в полной мере обязательств Орхусской конвенциии Конвенции Эспо было ухудшение международного имиджа страны, сейчас Украина может потерять право голоса и быть исключена из заседаний Энергоатомного сообщества. Вместе с тем, Соглашением  о Зоне свободной торговли  с ЕС содержит требования внедрения экологических норм и стандартов ЄС ЕС в украинское законодательство. Поэтому переход к европейской модели экологической экспертизы — это не только выполнение обязательств Украины в рамках Энергетического сообщества, но и предпосылка реализации будущей зоны свободной торговли с ЕС.