Выбрать страницу

Современное состояние развития рыночных отношений, возникновения различных организационно-правовых форм предприятий, развитие конкуренции, необходимость внедрения и использования современных информационных технологий обусловили поиск новых подходов к управлению товарными запасами на предприятиях торговли. Как следствие возникает необходимость усовершенствования методики управления товарными запасами.
Особенности функционирования предприятий в современных экономических условиях и значимость для них товарных запасов как базовой составляющей при формировании рыночной стратегии обусловливают актуальность исследования проблемы эффективности управления запасами.
Теоретическим аспектам управления товарными запасами на предприятиях посвящены труды отечественных ученых — И.И. Королькова, М.Д. Виноградского, П.Ю. Балабана, И.А. Бланка, А.А. Мазараки, Л.А. Лигоненко, зарубежных ученых Дж. Букана, Е. Кенигсберга, П. Зермати, П. Милгрома, Дж. Робертса, М.М. Дарбинян, Л.П. Наговицын, Ю.П. Гризанова, Ю.И. Рыжикова, В.И. Сергеева, А.М. Гаджинського и др.. Однако многие вопросы теоретического и методического характера по этой проблеме еще требуют дальнейших углубленных исследований
В современной теории понятия товарных запасов предприятий рассматривается с разных сторон, в зависимости от того, объектом которого функционального управления они есть. Каждый из этих подходов рассматривает только сущностные характеристики этого понятия, не позволяет идентифицировать его как целостный объект управления с позиций системности, а и соответственно принимать наиболее эффективные комплексные управленческие решения, направленные на обеспечение устойчивого экономического предприятия и увеличения его рыночной стоимости. Богацкая Н. определяет товарные запасы как целостный интегрированный объект управления таких функциональных управляющих систем розничного торгового предприятия, как операционный менеджмент, финансовый менеджмент, логистический менеджмент и бухгалтерский учет.
Управление товарными запасами предприятий заключается в обеспечении оптимальной их количества и структуры, необходимых для реализации стратегического плана предприятия. Процесс управления товарными запасами представляет собой систему мероприятий, которые охватывают решения задач стратегического анализа, финансового менеджмента и маркетинга. Политику управления запасами предприятий целесообразно осуществлять в следующих аспектах:
— Формирование оптимальной учетной, налоговой, ценовой и товарной политики;
— Обеспечение действенной системы внутреннего контроля, анализ состава и структуры товарных запасов;
— Оптимизация структуры товарных запасов;
— Минимизация текущих расходов на обслуживание товарных запасов;
— Обеспечение эффективности использования товарных запасов.
Эффективность управления товарными запасами предприятия оговариваются многими факторами — как внешними, не зависящими от деятельности предприятия, так и внутренними, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внешним факторам относится общее состояние экономической ситуации в стране и регионе, особенности и нестабильность налогового законодательства, условия предоставления кредитов и процентные ставки, наличие целевого финансирования. Однако не меньшую роль играют внутренние факторы, которые предприятие должно активно использовать с целью повышения эффективности использования оборотных средств.
Следовательно, эффективность управления товарными запасами на предприятиях зависит от следующих организационно-экономических факторов: формы товарной специализации и типа магазина, объема товарооборота; удельного веса товаров местных поставщиков в общей сумме их закупки, уровня обеспеченности предприятия помещениями для хранения товаров, наличием разработанной нормативной базы и логистических схем внутреннего движения товарных запасов; формы внутреннего контроля за их состоянием и движением используются. Учет рассмотренных факторов в процессе управления товарными запасами на предприятиях позволит повысить эффективность этого процесса.