Выбрать страницу

На сегодняшний день, проблема эффективного управления предприятием, а именно, мощной управленческой команды в обеспечении конкурентных преимуществ является актуальной. Одной из стратегических задач обеспечения развития экономики Украины на современном этапе является повышение конкурентоспособности производственных предприятий. Важный фактор решения данной задачи — создание эффективной системы управления на предприятиях, которая бы обеспечивала им устойчивые конкурентные преимущества на рынке.
Среди украинских и зарубежных ученых весомый вклад в развитие современной теории конкурентоспособности внесли М. Портер, И. Ансофф, А.П. Градов, В.Л. Дикань, И.Б. Иванов, И.Н. Герчикова, А.А. Мазараки, Н.М. Ушакова, А.Т. Литвиненко, И.В. Смолин, И.В. Балабанова, А.Е. Шишкова и др.., которые исследовали проблему конкурентных преимуществ предприятий в сфере материального производства и торговли.
Достижение конкурентных преимуществ является целью и результатом стратегического управления предприятия, концентрированным проявлением лидерства среди конкурентов. Их особенности и механизм формирования представляют собой один из ключевых факторов конкурентоспособности. Необходимость управления процессами поиска, формирования и развития конкурентных преимуществ обусловливает их оценку, что позволит достичь поставленной цели.
Становление рыночной среды диктует условия существования хозяйствующих субъектов на рынке и вытесняет неконкурентоспособные предприятия, которые не в состоянии приспособиться к динамической среды, не в состоянии оперативно принять эффективное и рациональное решение по обеспечению устойчивого развития и функционирования. В управлении как использование основных экономических законов (повышение потребностей человека; закон спроса и предложения, а также взаимосвязь между ними; закон рост дополнительных расходов; убывающей доходности; закон взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления; закон эффекта масштаба производства; закон экономии времени; закон конкуренции), так и перехода к более креативным методам управления (нестандартный подход к той или иной ситуации) обеспечат создание конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества фирмы заключаются в опережении конкурентов за счет реализации рыночных факторов эффективности деятельности предприятия.
Наличие конкурентоспособного потенциала предприятия выражается в конкурентных преимуществах, развитие и поддержка которых зависят от качества управления, и реализуются в нововведениях и инновациях. Наличие устойчивых конкурентных преимуществ предприятия является результатом системного подхода к управлению предприятием, а именно, через весь механизм организационно-производственного комплекса: менеджмент, производство, НИОКР, финансы, маркетинг, кадры, которые неразрывно связаны между собой и внешним миром. Источники успеха предприятия заключаются в умении оперативно реагировать и принимать эффективные решения с изменением входной информации извне.
Эффективность управления определяется адекватностью принимаемых руководством предприятия решений, соответствие их требованиям производства и рынка. Поэтому, наиболее важным элементом и главным источником развития, как предприятия, так и экономики являются люди. Квалификация, компетенция, опыт и умения руководителя организовать доброжелательные отношения и взаимосвязи в организации, организовать коллектив, который будет иметь одну цель в достижении цели и оперативно реагировать на изменения как негативные, так и позитивные, служит формированию прочной конкурентного преимущества. Качество системы управления определяется множеством факторов но основным является компетентный подход в организации труда работников, основанной на мотивации, социальном обеспечении, а также обеспечения благоприятного психологического климата, реализует индивидуальный потенциал работника и способствует эффективному функционированию предприятия в целом.

Сформулируем основные положения современного эффективного управления предприятием, которые обеспечат устойчивые конкурентные преимущества:

1. хозяйствования в рыночных условиях требует пересмотра классических принципов школ менеджмента, то есть управления внутренними источниками, а более ориентироваться на входную информацию извне;
2. ориентировать взгляд на перспективу, совершенствовать продукт выхода, чем и возможно формирование потребности потребителя в будущем, а не только ориентироваться на потребности настоящего;
3. осознать процесс конкуренции не как борьбу между производителями за более выгодные условия хозяйствования, а как управление собственными конкурентными преимуществами для удовлетворения общественных потребностей и развития экономики страны;
4. системный подход в управлении отдельных подсистем предприятия и эффективная организация труда работников иметь ощутимый синергетический эффект;
5. приоритетом повышение качества управления предприятием компетенция, знания, опыт, креативность и лидерство руководителя.