Выбрать страницу

Развитие двусторонних отношений между государства­ми на первых порах обретения независимости разворачива­лось на фоне активного процесса международного призна­ния этих стран мировым сообществом и, прежде всего, ве­дущими державами. Вопросы отношений Казахстана и Рос­сии, как двух наиболее крупных государств постсоветского пространства, учитывая их исторические, культурные и гео­политические связи, требовали нового правового опреде­ления.

17 августа 1991 г. на встрече президентов Казахстана и России в Алматы был подписан ряд документов, в числе которых необходимо выделить два совместных заявления Президентов. В первом из них — «О едином экономическом пространстве51 — президенты двух суверенных государств, сознавая ответственность Казахстана и России за создание условий экономической стабилизации в стране, формиро­вания единого рыночного пространства, опираясь на поло­жительный опыт межреспубликанских экономических от­ношений, решили обратиться к руководителям всех рес­публик с предложением согласовать время и место прове­дения рабочей встречи глав пятнадцати суверенных госу­дарств с целью обсуждения всего комплекса экономиче­ских и социальных проблем, связанных с формированием единого рыночного пространства.

Здесь же была предложена повестка дня встречи, пре­дусматривающая вопросы выработки концепции Экономи­ческого соглашения всех республик, согласования этапов, сроков подготовки и условий подписания такого соглаше­ния, обсуждения принципов создания Межреспубликан­ского экономического совета и его деятельности незамед­лительно после подписания Договора о Союзе суверенных государств. Этот документ отражал остававшиеся на тот мо­мент надежды на позитивное завершение «новоогаревского процесса», а также попытку сохранения единого экономи­ческого пространства. Примечательно, что интеграционные инициативы исходили именно от руководства Казахстана и России.

В этом же контексте небезынтересно другое совмест­ное заявление президентов Казахстана и России — «О га­рантиях стабильности Союза суверенных государств»1. В нем президенты, сознавая свою ответственность перед народа­ми Союза ССР за сохранение мира и стабильности в стра­не, безусловное соблюдение прав и свобод граждан в соот­ветствии с нормами международного права, заявили следу­ющее:

1. Сохранение территориальной целостности Казахстана и России является важнейшей гарантией предотвращения катастрофической дезинтеграции страны и образующих ее государств.

  1. Сохранение Российской Федерации как единого сложного федеративного образования, выступающего уч­редителем создаваемого на новых основах Союза вместе с республиками в составе РСФСР, является необходимым условием сохранения Союза в целом.
  2. Отношения внутри государств, образующих Союз, регулируются конституциями и законодательствами этих государств, а в случае необходимости — договорами и со­глашениями с входящими в них республиками.

Помимо вышеназванных пунктов можно добавить, что акцент в данном заявлении на незыблемость территориаль­ной целостности постсоветских стран свидетельствует об особом внимании руководителей новых суверенных госу­дарств к этой проблеме.