Выбрать страницу

Высококонкурентные условия современных рынков и доступ к аналитике его тенденций побуждают к поиску новых источников промышленного роста и соответствующих целевых ориентиров в управлении. Если в 60-70-е годы акцент делался на росте доли рынка, в 80-е — максимизации прибыли, то в 90-е целевой функцией было задекларировано роста стоимости компании.
Катализатором развития нового направления стали работы А.Раппапорта, Б.Стюарта, К.Мерчанта, Б.Чакраварти, Дж.Деардена, Р.Каплана, Д.Нортона.Высокую оценку в бизнес-среде получил подход к реализации концепции вартисноориентованого управления Т. Коупленда, Т. Коллера и Дж. Муррина. Практическое применение во всем мире нашли также руководства по максимизаци стоимости предприятия Дж. Мартина и Петти, Э. Блэка, Дж. Роша, Д. Янга и С. О’Бирна. Соответствующий инструментарий оценки стоимости в контексте системы ее управления был представлен Б.Стюартом (показатели экономической и рыночной добавленной стоимости), А. Раппапортом (показатель акционерной добавленной стоимости), Е. Отсоном и Ф. Вайсенридером (показатель денежной добавленной стоимости). Благодаря четкой структуре и легкости в применении новые методики активно внедряются в деятельности хозяйствующих субъектов. Впрочем, по утверждению А. Кеннеди, П. Хорвата, Р. Бернстайна, М.Скотта, Р. Страк и В. Уиллиса управленческие модели, основанные на финансовых показателях, не объясняют создания стоимости в сегодняшней экономике знаний и услуг, кроме того, не обеспечивают единства целей стейкхолдеров и общества.
Эти проблемы решает анализ и управление добавленной стоимостью по цепочке ее создания, продуктовыми сегментами, функциональными аспектами или другой структурный элемент. В добавленной стоимости мы предлагаем понимать ту часть общей стоимости нового продукта, которая была создана на предприятии в процессе движения входных ресурсов по цепочке формирования стоимости усилиями рабочей силы и под действием механизмов и процессов данного предприятия, а также внешних стоимостных драйверов. Такая трактовка несколько расширяет традиционный подход к пониманию добавленной стоимости современными экономистами К.Макконнеллом и Брю, П. Волкером, А. Дарлингом, Н. Карсон и др.
Именно показатель добавленной стоимости является универсальным критерием эффективности работы предприятия и должен лежать в основе его управленческой модели. Сейчас управление по критерию добавленной стоимости не нашло широкого внедрения в практике деятельности предприятий из-за недостаточной распространенности соответствующих методик и ограниченное количество целостных теоретических подходов. Отдельные элементы системы управления добавленной стоимостью, представленные в трудах различных ученых, были использованы для разработки собственной схемы управления добавленной стоимостью, создаваемой на предприятии. Этапы и процедуры внедрения такой схемы, а также оценка ее эффективности формируют проблемное поле данного направления исследования.
Общую схему управления добавленной стоимостью на предприятии предлагается развивать последовательностью действий, реализуемых в рамках четырех основных этапов: расчет общей добавленной стоимости, созданной на предприятии и эффективности данного процесса, анализ цепи стоимости всех неродственных продуктов и факторов влияния на его формирование, ликвидация непроизводительных звеньев цепочки создания стоимости и факторов, разрушающих стоимость, оценка эффективности проведенных мероприятий и введение системы периодической отчетности.
Для анализа деятельности предприятия по критерию максимизации добавленной стоимости, в том числе с целью сравнения их с основными конкурентами на целевых рынках, мы рекомендуем исследовать общую эффективность процесса создания стоимости и ее динамику по абсолютному уровню производства и распределения добавленной стоимости, относительной производительностью работы персонала, объемов реализации продукции и уровня рыночной капитализации в данном процессе. Результаты такого анализа, представлены в виде общего рейтинга предприятий, позволят оценить позицию исследуемого субъекта хозяйствования в отрасли по отношению к основным конкурентам.
Следующим шагом данной управленческой модели является детализация процесса создания стоимости, которую целесообразно осуществлять с точки зрения этапов стоимостного цепи, продуктовых сегментов и функциональных аспектов деятельности предприятия. Данный этап в общей схеме анализа и управления добавленной стоимостью продукции предприятия, является наиболее трудоемким и предусматривает расчет доли добавленной стоимости на единицу каждого из элементов, т.е. определение их индивидуального вклада в формирование общего объема созданной стоимости.
Этап управления стоимостью образующей цепью отмечается существованием различных подходов к его реализации, выбор которых обусловлен уровнем измерения самого цепи. Исследователи проблемной области Р. Каплинский и М. Морис выделяют четыре типа управления цепочкой формирования стоимости в зависимости от уровня его измерения: рыночный, сбалансированных сетей, направленных сетей и по иерархии. В рамках одного предприятия управления цепочкой создания стоимости предусматривает установление определенных правил и соблюдения их; выработка положительных и отрицательных санкций, которые будут применяться для обеспечения выполнения установленных правил; наделения полномочиями тех, кто устанавливает правила и тех, кто отвечает за их соблюдение, а также степень управления тех, кто устанавливает правила.
Эффективность внедрения описанного подхода может быть оценена на основе таких параметров как повышение производительности труда, снижение брака, повышение эффективности использования торговых площадей, совершенствования графика поставок, улучшения оборачиваемости и т.д.. Среди разработанных механизмов аудита эффективности процесса создания добавленной стоимости на предприятии стоит отметить систему финансовой отчетности, предложенную компанией Easier Vision, в частности отчет о добавленной стоимости предприятия; концепцию ValueReporting ™ Framework международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), что кроме традиционных финансовых параметров отчетности включает оценку других ключевых нефинансовых стоимостных драйверов.
Внедрение системы управления добавленной стоимостью и эффективной модели текущей отчетности позволит не только улучшить финансовое состояние предприятия, но и обеспечить устойчивые преимущества для владельцев и общества.