Выбрать страницу

 

 

Возвращаясь к условиям конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок России, можно с учетом проведенного анализа данный рынок охарактеризовать как рынок с дискретной конкуренцией. Под дискретной конкуренцией мы понимаем рыночную структуру, характеризующуюся, во-первых, относительно большим числом участников для всего продуктового пространства рынка, однако, во-вторых, относительно малым количеством участников для отдельных пространственных сегментов рынка, которые, в-третьих, отличаются высокой локализацией с достаточно высокими барьерами входа (на отдельный пространственный сегмент рынка). 

Российский рынок АПП — это хороший пример рынка с дискретной конкуренцией,поскольку вход на отдельные маршрутные сети авиаперевозок (пространственные сегменты рынка) затруднен по причине достаточно низкого уровня субституции между аэропортами для авиакомпаний и потребителей. Так, например, авиакомпания «Ижавиа» (аэропорт базирования — Ижевск) имеет долю в объеме пассажирских авиаперевозок России менее 0,6 % и не входит в число 30 крупнейших перевозчиков. Между тем на оперируемых ею маршрутах данная авиакомпания имеет доминирующее либо монопольное положение. 

Доля этой авиакомпании на маршрутах: Ижевск — Москва, Москва — Ижевск,Ижевск — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Ижевск, Ижевск — Екатеринбург, Екатеринбург — Ижевск и ряде других — составляет 100 %. 

Несмотря на «хорошие» количественные показатели уровня конкуренции в отрасли в целом (опираясь, например, на индекс Херфиндаля — Хиршмана), в силу ее дискретности общая картина степени конкуренции в отрасли выглядит не так оптимистично. 

Понятие дискретной конкуренции отражает смещенную плотность рыночной концентрации в сторону небольших региональных авиакомпаний, как правило, состоящих в связке единой собственности или аффилированности «аэропорт — авиакомпания». Такие авиакомпании обладают значительной рыночной властью на оперируемых ими маршрутах, но при этом незначительной долей рынка в общероссийском объеме перевозок, что, безусловно, усложняет картину истинной конкуренции в отрасли в целом. 

Проведенный на основе дескриптивной статистики и отраслевого индекса Херфиндаля — Хиршмана анализ структуры российского рынка АПП позволяет заключить, что в современной российской экономике необходимые условия состязательности рынка авиационных пассажирских перевозок пока отсутствуют.