Выбрать страницу

В Европе институт экологической экспертизы появился в конце 1980-х годов с принятием Директивы 85/337/ЕЕС и с тех пор претерпел ряд существенных изменений. В декабре 2011 года все изменения были кодифицированы в единую Директиву 2011/92/ЕС (далее -Директива). Директива определяет минимальные требования, которым должны руководствоваться страны при ее включении в свое национальное законодательство. Они касаются перечня проектов, которые должны быть объектами оценки воздействия на окружающую среду, основных обязанностей разработчиков, минимального содержания оценки воздействия на окружающую среду, полномочий уполномоченных органов и условий участия общественности. Главные недостатки Директивы — отсутствие требований к мониторингу выполнения застройщиком своих обязательств в постпроектний стадии и отсутствие общих сроков выдачи разрешения на реализацию проекта.

Сфера применения в странах ЕС процедуры оценки воздействия на окружающую среду

Применяют к государственным и частным объектам строительства в различных отраслях промышленности.  Директива, в частности, охватывает 43 конкретных типов проектов с четкими предельными значениями, для которых проведение процедура оценки воздействия на окружающую среду обязательна, и 87проектов, для которых целесообразность проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от решения уполномоченного органа или органов.

К объектам топливно-энергетического комплекса с обязательной процедурой оценки воздействия на окружающую среду относятся воздушные линии электропередач, тепловые и атомные электростанции, нефтеперерабатвающие заводы, установки для газификации и сжижения, газо-и нефтепроводы, резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, объектыдля добычи нефти и природного газа.

Процедура оценки воздействия на окружающую среду

Вообщем процедура оценки воздействия на окружающую среду в ЕС является частью процедуры утверждения объектов строительства и состоит из следующих этапов:

«Скрининг» — определяется целесообразность проведения оценки воздействия на окружающую среду

«Скоупинг» — определение конкретного содержания и объема исследование влияния на окружающую среду. Проводится по требованию застройщика. В некоторых странах является обязательным для каждого отдельного случая.

Предоставление отчета оценки воздействия на окружающую среду уполномоченному органу, охватывающий прямое и косвенное влияние проекта на здоровье людей, все составляющие окружающей среды, материальные ценности и культурное наследие, а также взаимодействие этих факторов. Одним из основных пунктов отчета является рассмотрение альтернатив проекта. Кроме того, отчет должен также содержать нетехническое резюме всех пунктов.

Информирование общественности и природоохранныхохранительных органов, проведения конференций.

Принятие решения уполномоченным органом, учитывая результаты консультаций.

Информирование общественности о принятом решении, возможно судебное обжалование решения гражданами.

Консультации с заинтересованными сторонами

Важный этап европейской процедуры оценки воздействия на окружающую среду -привлечение к процессу принятия решений различные заинтересованные стороны и проведение с ними консультаций. В частности, Директива предусматривает консультации с общественностью и с органами власти других стран в случае возможных трансграничных воздействий. Более того, положения Директивы полностью согласованы с такими международными конвенциями, как Конвенция Эспо (об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте) и Орхусской конвенции (о доступе к информации, участии общественности впроцессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды). Вместе с тем Директива настаивает на обеспечении участия общественности именно на ранних этапах проведения оценки воздействия на окружающую среду и требует установки достаточных временных рамок для таких консультаций.

До сведения общественности должны быть доведены как можно раньше:

заявление застройщика на получение разрешения на строительство;

сообщение, что проект подлежит процедуре оценки воздействия на окружающую среду;

информация об уполномоченных органах, ответственных за принятие решения, за предоставление релевантной информации и за учет разногласий;

информация о времени, месте и средстве публикации релевантной информации;

информация об условиях участия общественности.

К процессу  привлекаются также другие органы власти, уполномоченные в области охраны окружающей среды. Какие именно органы принимают участие в консультациях, каждая страна определяет самостоятельно. Все консультации, проведенные в процессе оценки воздействия на окружающую среду, должны быть учтены при вынесении окончательного решения о выдаче разрешения на реализацию проекта.

Наконец, Директива гарантирует полную прозрачность и публичность процедуры ОВД. Опубликованию, в частности, подлежат:

решение о необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду врезультате скрининга;

материалы оценки воздействия на окружающую среду;

информация о выдаче разрешения на реализацию проекта, которая содержит:

текст решения;

причины и соображения, положенные в основу решения;

результаты консультаций с общественностью;

описание предусмотренных мер по смягчению возможных негативных последствий проекта (при необходимости).