Выбрать страницу

Приоритетность деловой репутации в системе управления современного хозяйствующего субъекта

Несомненным является факт, который свидетельствует о присутствии деловой репутации предприятия в процессе осуществления его финансово-хозяйственной деятельности и его значительное влияние на результаты хозяйствования и перспективы развития. С каждым годом деловая репутация предприятия как экономическая категория и особый актив субъектов бизнеса привлекает и сосредоточивает все больше внимания, как в научных кругах, так и в бизнес — среде. Данное обстоятельство обусловлено многими причинами: от наличия кризисных явлений в экономике, необходимость усиления конкурентоспособности, борьбы за потребителя — к улучшению инвестиционной привлекательности и увеличение величины финансовых результатов хозяйствования. То есть, преследуя ту или иную поставленную цель, деловая репутация фирмы выступает одним из средств и возможностей для ее достижения.
Определено, деловая репутация является многогранным и специфическим активом предприятия. Многогранность объясняется разнообразием мнений, утверждений и понимание сущности изучаемого объекта. Одни специалисты под деловой репутацией предприятия понимают уровень и степень восприятия его деятельности и продукции различными заинтересованными сторонами. Другие считают, что деловая репутация фирмы — это преимущества, которые получает покупатель в случае приобретения этой существующей фирмы или ее части по сравнению при условии создания нового предприятия. Третьи утверждают, что деловая репутация компании — это хорошо ее имя (бренд), что позволяет получать сверхприбыли на соответствующем рынке.
Суть специфики деловой репутации заключается в наличии свойств, присущих объекту исследования. Среди них можно выделить: сложность идентификации, невозможность отделения от хозяйствующего субъекта, неопределенный срок эксплуатации, трудности оценки, учета и анализа для принятия решений.
Несмотря на вышеприведенные особенности деловой репутации предприятия, она остается неотъемлемым и приоритетным элементом системы управления современного предприятия в рыночных условиях ведения бизнеса. Ведь на основе эффективного управления деловой репутацией фирмы можно значительно укрепить ее конкурентные позиции на соответствующем рынке. Определение целевых аудиторий функционирующего предприятия, проведение их классификации по соответствующим группам и установление мотивационных признаков позволяют выявить «незаполненные ниши» потребительского спроса, существующие потребности потенциальных контрагентов и учесть их при принятии решений в направлении формирования и реализации стратегии развития предприятия. Такой подход, считаем, обеспечит создание действенного механизма выявления и мониторинга всех «вызовов» как внешнего, так и внутренней среды современного предприятия.
Установлено, что добрая и незапятнанная репутация предприятия является решающим критерием в процессе поиска и привлечения заемных средств. Объяснением этого является постоянное ведение учета кредитной истории клиентов ведущими банковскими учреждениями и другими финансовыми организациями. Учитывая это, указанное обстоятельство требует четкого учета на предприятии кредиторской задолженности и контроля над соблюдением расчетно-кассовой дисциплины.

Также большое значение деловая репутация играет в процессе участия предприятия в тендерах и сфере государственных закупок. Четкое управление производственным процессом, соблюдение установленных договорных сроков выполнения и надлежащее качество продукции (работ, услуг) в совокупности обеспечивают высокий уровень надежности партнерства, стабильность выполнения договоренностей, а, следовательно, формируют деловую репутацию предприятия.
Определено, в период несвоевременных финансовых платежей и постепенного снижения платежеспособности потребителей последние предпочитают ту продукции, которой доверяют и ждут максимум преимуществ (качество, стоимость, полезность и др..). По сравнению с другой однородной продукцией. Залогом такого доверия со стороны потребителей является правильно выстроенная и заработанная положительная деловая репутация предприятия. Учитывая это, следует обратить внимание на взаимосвязь между величиной полученных финансовых результатов предприятия и доверием, которое существует у клиентов. При указанных условиях руководство компании укрепляет финансовую устойчивость предприятия, наращивает деловую активность и обеспечивает устойчивое его развитие.
Из таких соображений усиливается приоритетность и значимость деловой репутации в управлении предприятием в долгосрочном периоде, поскольку целью создания каждого предприятия является прибыльное функционирование именно в долгосрочной перспективе. В конкурентных условиях хозяйствования практически невозможно выстроить коммерческую идею и реализовать ее в краткосрочном периоде.
Обязательным «опцией» развития современного предприятия является соблюдение экологических норм безопасности и сохранения окружающей среды. Принятие эффективных решений в заданных направлениях дают возможность продемонстрировать социальную ответственность руководства предприятия за результаты его деятельности.
Остается весомое обстоятельство, что подчеркивает важность и приоритетность деловой репутации в системе управления хозяйствующего субъекта. Деловая репутация является неотъемлемой частью стратегии развития каждого предприятия и, таким образом, выступает коммерческой тайной его деятельности. Как следствие, указанный нематериальный актив компании, порядок его формирования и укрепления должны быть компетенцией исключительно аппарата управления предприятием.