Выбрать страницу

Бородин О.А.

Даешь ежегодный индекс прироста стоимости экспорта – 15%!

Подробное описание:

1. Добиться 15% ежегодного прироста стоимости экспорта в расчете на декларацию возможно.

 

Для этого необходимо частично вкладывать средства резервных фондов страны в стратегические, высокодоходные, а порой — в рискованные проекты. Существует риск экономической успешности проекта или, например, неготовности выкупить долю в таком проекте, но любом случае – проект должен обеспечивать натиск на зарубежных рынках. Несмотря на то, что накопленные при высоких ценах стабилизационные фонды способны радикально смягчить внешнеэкономические шоки и рачительное обращение со стабилизационными фондами — залог готовности к таким шокам и в будущем, необходимо обеспечить доходность вложений средств стабилизационного фонда в проекты, обеспечивающие значительный по сравнению с 4-х процентным уровнем доходов от размещения средств стабфонда в американских гособлигациях и т.п. формах сбережения активов.

 

При этом традиционные отрасли — энергетика или нефтянка — являются секторами, где должны присутствовать инновации, так же как и любые другие отрасли, и даже в первую очередь…

 

Девальвация, которая в зависимости от цен на нефть может составить 5-6 руб. в ближайший год также может способствовать росту экспорта. Хотя в среднесрочной перспективе значительная девальвация рубля маловероятна, так как предпосылок для существенного ухудшения внешнеторговой конъюнктуры и резкого усилия оттока капитала (повторения опыта конца 2008 — начала 2009 года) нет.

 

Я согласен с экспертами в понимании того, что если не вкладываться в развитие не сырьевых отраслей, то нам гарантировано стагнирование экономики. В этом случае у населения не будет шансов получить те условия работы и качество жизни, на которые оно рассчитывает. Наше население всё еще довольно грамотное, и если оно не сможет найти себя в отечественной экономике, то просто будет уезжать за рубеж. Зачем же доводить до этого?

 

Задачи Правительства — снижение страховых взносов, так как сегодняшний уровень взносов во внебюджетные фонды заставляет предприятия сокращать фонд заработной платы, что приводит к росту теневых наличных средств, сокращая государственные же ресурсы.

 

Правительству следует разрешить запустить в экономику накопления пенсионеров, например, в инфраструктурные проекты, чтобы стимулировать экономический рост, учитывая, что сбережения ПФР довольно быстро увеличиваются и исчисляются десятками миллиардов долларов.

 

Вложить эти накопления необходимо в структурные изменения экономики, при этом нужно ввести механизмы частичного государственного гарантирования инвестиций и иные схемы господдержки и контроля инвестиций за счет средств ПФР. Сегодня для Пенсионного фонда единственная актуальная задача, учитывая дыру в их бюджете, – поиск новых источников доходов.

 

Государство должно решить, по какому пути оно пойдет в ближайшие 50 лет. Как в этот срок планирует вести себя государство? Будет ли увеличивать свои социальные обязательства или предоставит ему заботиться о себе самому, вкладывая в частные пенсионные фонды. В последнем случае, Пенсионный фонд не сможет стать источником дополнительных ресурсов для стимулирования экономики. К тому же судьба самой пенсионной системы в ее нынешнем виде, под вопросом. А если нет ясности в правилах игры, в долгосрочной стратегии государства в этой сфере, как можно запускать длинные инвестиционные проекты? Значит государство должно определить эти приоритеты четко, смело, научно.

 

О науке. Научные проекты, в том числе в сфере информационных технологий – предмет для инициатив государства в области создания госкорпорации типа Microsoft под условным названием Россофт. Предмет исследований и разработок – IT – безопасность, информпространство, технологии и т.п. Все гениальные молодые люди должны попадать под «колпак» системы агентства с целью использования их потенциала. Для этого д.б. создана отдельная программа.

 

Проблема эффективности расходования ресурсов касается абсолютно всех отраслей экономики. Контроль со стороны государства (ФСФБН) абсолютно недейственен, направлен в прошлое, не имеет рычагов воздействия на финансовые потоки. Целесообразно подчинить структуру финасового контроля Счетной палате РФ, внести соответствующие изменения в законодательство. Наделить полномочиями такой орган, в том числе по требованию возмещения причиненного ущерба за счет реализации активов виновных.

 

Имеющихся и сохраненных таким способом средств должно хватать на диверсификацию, создание новых локомотивов или локомотивного движения за счет его массовости.

 

Создания системы переобучения кадров.

 

Наша экономика испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Если уж лучшие немецкие ВУЗы готовы бесплатно обучать российских студентов, осуществляя набор в Москве (прямо сейчас идет набор!), то правительству просто необходимо создать аналогичную систему привлечения зарубежных студентов, открывая российские факультеты при лучших европейских ВУЗах с привлечением туда иностранных и российских же студентов. Тем самым будут созданы условия для приобщения к российской культуре европейцев, создана ориентированность на российский рынок, привыкание к российскому, как более понятному и перспективному.

 

Диверсифицировать экономику: в кризис все страны пытаются востребовать эффективность собственных экономик. Что мешает использовать средства для вхождения в рынки стран слабых экономически под видом «справедливой» торговли? Массовые закупки продовольственных товаров в одних странах, их переработка на месте или в России и реализация как готового продукта на мировом рынке под своим брендом? Чай и кофе квотировано, но есть и другие продукты — вот где можно было бы создавать инвестиционные проекты за счет средств государства, создавая госкомпании.

 

Развитие перерабатывающего сектора экономики. Продовольственная переработка. Путем перераспределения налоговой нагрузки и таможенных пошлин удорожать экспорт непереработанной продукции и полуфабрикатов. За счет изменения условий формирования цены с учетом налогов и пошлин простимулировать производство переработки. Дать возможность иссякнуть экспорту непереработанных продуктов и заменить создавшийся на зарубежном рынке дефицит за счет отечественных товаров-продуктов перерабатывающей отрасли. Отечественные предприятия переработки должны быть простимулированы и льготированы для успешного выхода на рынок в ближайшие год-два.

 

Это, так сказать, «легкая промышленность». Именно она поднимала экономику России в период НЭПа. Она же послужила росту Китая, в свое время Польши и Турции.

 

С одной стороны доля государства в России — избыточна в экономике, с другой — недостаточна. Государственное давление избыточно в отношении малого и среднего бизнеса. Нет ничего плохого в том, что малые предприятия за счет льготного офисного размещения (не услуги и аренда!) будут богатеть. Мелкие предприниматели меньше всего думают о покупке собственности за рубежом, они думают только о развитии. Ставки аренды таким предприятиям должны быть установлены равными и льготированными, ориентированными на рост собственно предприятий. Малый бизнес — это не ИП, это Общество с численностью работников до 50 человек. Именно такие ООО с численностью от 10 до 50 человек – должны стать основой среднего класса. Они – дисциплинированы, контролируемы, нацелены на созидание и увеличение производительности и эффективности. Это люди среднего возраста, а значит наиболее энергичный класс. Такие должны мочь реализовывать свои силы и энергию в правильном, созидательном русле, а не пытаться постигать все премудрости всё ещё советского стиля госуправления, тратить на это силы и время…

 

Сегодня значительную часть экономического роста обеспечивают государственные компании, которые получают фактически стимулирование своего развития из бюджета – от государственных банков. Для них они – хорошие заемщики. Государственные предприятия обеспечивают сегодня 70% роста кредитования в стране.

 

Раздутая доля государства в экономике плоха сама по себе, она придавливает экономический рост, потому что невероятно большой объем средств работает малоэффективно. Государство у нас всегда было плохим управленцем. Поэтому государство должно брать львиную долю участия именно в тех отраслях, в которых рентабельность сама по себе наибольшая. Какой смысл иметь Газпром в качестве ОАО, если это национальное достояние, а спрос на газ не зависит от формы собственности этого предприятия?

 

В то же время низкорентабельные ГУПы и МУПы – существуют и зачастую скрыто дотируются совершенно необоснованно.

 

Государственные инвестиции: можно создать основной капитал новых проектов, но их эффективность непросчитана, не оценена с точки зрения маркетологии. Государство не должно инвестировать напрямую. Распределять или инвестировать госсредства необходимо на рынке идей под конкретную инициативу, команду. Управлять же создаваемыми проектами должен частный бизнес, нанимая хороших профессионалов.

 

Россия для роста должна воспользоваться опытом Китая: защищать внутренние производства и при этом развивать конкурентоспособные отрасли, развивать легкую и перерабатывающую промышленность.

 

Это поможет воспользоваться «выгодой от отсталости», накопить капитал, необходимый для дальнейшего развития. Богатые природные ресурсы остаются нашими конкурентными преимуществами. Важно, однако, избежать «ресурсного проклятья»: для этого нужно бороться с коррупцией и стремлением использовать природную ренту в собственных целях узкой группы людей, учиться грамотно управлять ресурсами.

 

Государство обязано создать условия для реализации потенциала путем изменения налоговой политики и приоритетов в социальной сфере.

 

Таким образом, агентство должно стать компактной, но плодовитой идеологической фабрикой заводом по производству идей, программ и проектов, обещающих стать собственно производством, основанным на этих идеях, а не коллективом исполнителей, перемещающим стопы бумаг с резолюциями и без оных…..

 

Нет, исполнительские функции как госоргана должны быть, но выполняться они должны с учетом передового опыта внутри- меж- ведомственного эл. док. оборота…., не с начальниками отделов, а с руководителями проектов во главе, не с пачкой писем на согласование, а с готовыми схемами проектов на реализацию….