Выбрать страницу

Товаром с позиций маркетинга может выступать все, что может быть предложено рынке для удовлетворения определенного желания или потребности. К товарным рыночным предложениям относятся материальные блага, услуги, опыт, события, личности, территории, собственность, организации, информация и идеи. Каждый товар имеет объективные особенности, проявляющиеся в процессе создания и использования. Но оценка возможности товара решать проблемы потребителя зависит не только от его объективных технических, конструктивных, физико-химических характеристик, а также от психологического процесса восприятия потребителем и обработки им информации о товаре.
Успех товара на рынке возможен лишь тогда, когда он представляет ценность для потребителя и удовлетворяет его. Для выполнения этого условия уже на стадии замысла концепции товара для принятия правильных решений относительно характеристик товара важно иметь четкие представления об особенностях целевых потребителей данного товара, их предпочтений, привязанности, привычки, образа мышления, материального достатка, других факторов, влияющих на выбор и принятие покупателем окончательного решения о приобретении товара.
Существенными характеристиками товара при наличии их широкого разнообразия и полноценных заменителей является ассортимент, цена, качество, имидж, популярность, конкурентоспособность. На порядок ценообразования в свою очередь влияют: рыночный спрос, производственные и сбытовые расходы, конкуренция, цели фирмы. Из-за непредсказуемости части этих факторов цена считается наименее управляемым элементом в комплексе маркетинга. Поэтому маркетинговый подход предполагает поиск цены как оптимальной рыночной характеристики товарного предложения, с соответствующей балансировкой интересов производителей, потребителей и конкурентов. При этом учитывают факторы неопределенности рыночной среды, состояния конкуренции и вероятности коммерческого риска.
В развитой рыночной товарной системе потребитель удовлетворяет свои потребности, выбирая среди имеющихся на рынке альтернатив и покупая то, что ему нужно. Потребитель руководствуется также своим представлениям о ценности того или иного товара и обычно отдает предпочтение тому товарному предложению, которое обеспечивают ему высшую ценность или наибольший удельный полезность. Соотношение между преимуществами, которые получает потребитель, покупая и используя продукт, и расходами на его приобретение представляют собой потребительскую ценность товара. Непосредственно пользу, которую потребитель получает от товара или услуги, отождествляется с его качеством. Для того чтобы товар был конкурентоспособным одновременно и по качеству, и по цене, он должен отвечать требованиям потребителей конкретного рынка в определенное время. Фактор времени очень важен, поскольку то, что нужно потребителям сегодня, может быть не нужно уже завтра в связи с изменением моды или технологии изготовления товара.
Классификационные признаки видов товаров и услуг имеют важное значение в маркетинговой деятельности. При разработке товара и его комплекса маркетинга учитывают принадлежность товара к определенному типу. Все товары можно классифицировать по определенным признакам. По продолжительности использования и ощутимостью выделяют: товары краткосрочного пользования, товары длительного пользования, услуги. По сфере потребления (по типу потребителей) различают: потребительские товары и услуги (для личного использования) и промышленные товары и услуги (производственного назначения).

Разработка концепции товара включает в себя ряд обобщенных и конкретных решений: 1) главная выгода от товара (товар по замыслу) 2) свойства, упаковка, марка, качество, стиль, дизайн, другие основные характеристики (товар в реальном воплощении ) 3) монтаж, сбыт, кредитование, гарантии, послепродажное обслуживание, другие дополнительные характеристики (товар с подкреплением).

Этой статьей начинаю цикл публикаций о маркетинге и продвижении, поэтому определим

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Имидж — сформировано и постоянно поддерживаемое устойчивое представление покупателей о престиже товара, торговой марки, фирмы и ее руководства.
Конкурентоспособность — возможность успешной продажи товара на конкретном рынке в конкретное время, способность товара быть выделенным потребителями из совокупности других конкурентных предложений.
Полезность товара — сумма компонентов полезности, вытекающие из его технико-функциональных свойств и других эстетических и социальных воздействий товара на потребителя.
Маркетинг — это деятельность, набор институтов и процессов для создания, коммуникации, доставки и обмена предложениями, представляющих ценность для потребителей, клиентов, партнеров и общества в целом.
Услуга — объекты продажи в виде определенных полезных действий, удобств или выгод, которые одна сторона предоставляет другой.
Приверженность к марке — сознательное или подсознательное решение покупателя о повторном приобретении товара определенной марки, которое выражается в намерении или действия.
Рейтинг — степень преобладания одной модели изделия над другими в условиях практического использования товара (услуги) потребителем.
Товар — все, что может быть предложено рынке для удовлетворения определенного желания или потребности.
Товары краткосрочного пользования — материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько раз.
Товары длительного пользования — материальные изделия, предназначенные для многократного использования в течение длительного времени.
Цена — денежное выражение стоимости товара и сумма денег, которую потребитель готов заплатить для приобретения товара.