Выбрать страницу

Автоматическое принятие решения о степени таможенного контроля на основании анализа предварительной информации

Полное описание: обеспечить автоматическое принятие решения автоматизированной информационной системой в пункте пропуска о степени таможенного контроля на момент прибытия товара или транспортного средства в пункт пропуска на границе. Для принятия одного из возможных решений проанализировать поданную предварительную информацию о товарах с точки зрения полноты, формально-логического контроля и далее с использованием системы управления рисками. Критериями для принятия одного из возможных решений с точки зрения системы управления рисками должны быть только обеспечение безопасности и благополучия населения, а также потенциальная возможность контрабанды.

Формализовать все возможные варианты такого решения:

1) автоматический выпуск груза;

2) запрос дополнительных сведений;

3) проведение осмотра или досмотра или других дополнительных мер таможенного контроля.

Содержание и последовательность действий должностных лиц таможенных органов по каждому из трех вариантов решения должны быть формализованы и выдаваться системой как пошаговая инструкция для должностного лица с указанием нормативов времени на проведение отдельных этапов.

Для реализации данного мероприятия необходимо:

— формализовать электронную форму представления предварительной информации, которая позволяет сразу использовать ее в качестве основы для декларации на товары или транзитной декларации;

— установить ответственность должностных лиц таможенных органов за неиспользование поданной участниками ВЭД предварительной информации как за бездействие;

— обеспечить техническую возможность реализации автоматизированной информационной системой в пункте пропуска предложенного механизма;

— создать межведомственную автоматизированную систему обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти, которая позволяет таможеннику при проверке электронной декларации на товары в автоматическом режиме запрашивать документы из баз данных других ведомств;

— разработать новую технологию таможенного контроля в пунктах пропуска с учетом предлагаемой схемы;

— разработать и утвердить пошаговые инструкции, подробно регламентирующие действия должностных лиц таможенных органов по каждому из вариантов решения с указанием нормативов времени на проведение отдельных этапов.

В результате внедрения такой системы электронная предварительная информация используется как основа для автоматически формируемой системой декларации на товары или транзитной декларации, а время, которое обычно тратится на проведение документального контроля, может быть сокращено до 10 — 20 минут.

Необходимые ресурсы: финансовые – на разработку и техническое обеспечение, обучение кадров, административные – на разработку нормативных документов и инструкций и контроль за их применением. Количественно оценить трудно.

Предполагаемые сроки реализации: 1-2 года с учетом того, что частично работы по отельным указанным направлениям уже ведутся, однако в комплексе такой постановки задачи нет.

Риски: связаны только с проблемами согласования интересов и координации работ между различными федеральными органами исполнительной власти. Решаются путем создания единой надведомственной государственной структуры на уровне Правительства РФ, которая бы координировала и контролировала реализацию вышеперечисленных мероприятий

Ответственный за реализацию: по состоянию на сегодня ответственной организацией может быть только ФТС России.

Примеры работы таможни других стран

В Японии, Сингапуре предусмотрена электронная регистрация и проверка документов.

В ЕС введена обязательная предварительная информация в отношении всех ввозимых товаров, которая представляется до ввоза товаров на территорию ЕС в форме Общей Декларации Прибытия ENS (Entry Summary Declaration).