Выбрать страницу

Административная система управления перевозками пассажиров автомобильным транспортом включает в себя комплекс органов государственного и муниципального управления, регулирующих деятельность АТО и ПБОЮЛ.

Органы государственной власти и местного самоуправления непосредственно не вмешиваются в управление производственно-хозяйственной деятельностью организаций автомобильного транспорта и предпринимателей-автомобилистов. Управляющее воздействие государства и муниципальных властей состоит, в основном, в контроле за соблюдением установленных правил и оказании хозяйствующим субъектам поддержки, обеспечивающей «подталкивание» последних к принятию управленческих решений, лежащих в русле государственной и муниципальной транспортной политики.
система управления перевозками пассажировсистема управления перевозками пассажиров
Министерство транспорта Российской Федерации проводит отраслевую научно-техническую политику, осуществляет общее государственное управление транспортным комплексом. В составе этого министерства функционирует Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, на который возложены исполнительные и контрольные функции, подготовка к утверждению нормативных документов, регулирующих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ГНЭТ), разработка программ государственной поддержки транспорта.

Государственный надзор (Госавтодорнадзор) функционирует в составе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ), осуществляет лицензирование перевозок, контролирует соблюдение лицензиатами установленных нормативных требований, выдает обязательные предписания и накладывает административные взыскания на нарушителей, в том числе может приостановить действие выданной лицензии. В субъектах Российской Федерации функционируют 83 территориальных управления, осуществляющих выдачу лицензий на внутренние перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
Органы Госавтодорнадзора при выдаче лицензий, периодически во время действия лицензий при выездах в АТО, а также на стационарных постах, расположенных на погранпереходах (135 постов) и автомобильных дорогах (104 стационарных и передвижных поста), контролируют соблюдение:
• транспортного законодательства, особенно в части требований по обеспечению безопасности дорожного движения (своевременность проведения технических осмотров автомобилей; наличие периодического и перед выездом на линию медицинского контроля за состоянием здоровья водителей; обеспеченность перевозчиков персоналом, прошедшим специальную подготовку для управления эксплуатацией и безопасностью дорожного движения; ограничения на режим труда и отдыха водителей, проведение с ними периодических занятий по Правилам дорожного движения; допуск водителей к самостоятельному движению по маршрутам только после стажировки под руководством водителя-наставника; ведение путевой документации и документации по безопасности дорожного движения; проведение служебных расследований дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и т.д.);
• законодательства о защите прав потребителей;
• экологического законодательства (наличие оборудованных мест для стоянки, очистных сооружений; выполнение требований к токсичности двигателей, сбору и утилизации отходов);
• законодательства и ведомственных нормативных актов по предотвращению терроризма на объектах транспорта;
• международных конвенций и российского законодательства, регулирующего перевозки пассажиров в международном автомобильном сообщении.
Большое значение ФСНСТ придает оперативному взаимодействию и разграничению полномочий с другими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Для этого Минтрансом России заключены договоры с федеральными министерствами и ведомствами, более 110 договоров и соглашений с органами власти субъектов федерации, в том числе в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, ее службы и подразделения выполняют следующие оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения:
• регулируют дорожное движение;
• осуществляют государственную регистрацию автотранспортных средств, контроль за соблюдением нормативных актов в области безопасности дорожного движения (в первую очередь — Правил дорожного движения), охрану общественного порядка, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах и дорогах, розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, производство по делам об административных правонарушениях, неотложные действия на месте ДТП;
• принимают экзамены и выдают удостоверения на право управления автотранспортными средствами;
• осуществляют неотложные меры по эвакуации людей с места ДТП и оказанию им первой медицинской помощи, оказывают содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра в результате ДТП;
• проводят государственный технический осмотр автотранспортных средств, дознание по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
• выявляют причины и условия, способствующие совершению ДТП, нарушению правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принимают меры по их устранению;
• реализуют профилактические мероприятия по безопасности дорожного движения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
• контролируют состояние и обустройство улично-дорожной сети и средств регулирования дорожного движения, соблюдение требований к производству ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах и рекламе на внешних поверхностях кузовов транспортных средств;
• принимают неотложные меры к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, органы по управлению имуществом, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют управление имуществом соответствующих унитарных предприятий пассажирского транспорта. В настоящее время около 85 % организаций пассажирского автомобильного транспорта осуществляют свою деятельность с использованием государственной или муниципальной собственности. Для этого органы по управлению имуществом передали соответствующее имущество по договору в хозяйственное ведение и оперативное управление заинтересованным органам исполнительной власти.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства Финансов Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также за оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Органы Государственного пожарного надзора, входящие в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), осуществляют государственный надзор за соблюдением на объектах транспорта законодательства в области пожарной безопасности. Минтрансом России по согласованию с государственной противопожарной службой и ГИБДД утверждены Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта ВППБ 11-01-96.
МЧС России осуществляет государственный контроль за выполнением организациями пассажирского автомобильного транспорта требований в области гражданской обороны. В этой связи отметим, что организации пассажирского автомобильного транспорта относятся к одним из наиболее важных объектов гражданской обороны.
Актуальность соответствующих мероприятий продемонстрировала чернобыльская катастрофа, когда фактические сроки эвакуации населения, проводившейся автомобильным транспортом, растянулись на несколько дней, в то время как при надлежащей подготовке это можно и нужно было сделать за несколько часов.

Центры санитарно-эпидемиологического надзора субъектов Российской Федерации и центры такого надзора на водном и воздушном транспорте , входящие в систему органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, контролируют санитарное состояние объектов пассажирского автомобильного транспорта. Эта служба осуществляет защиту прав потребителей (в том числе пассажиров).

Органы и части пограничных войск Российской Федерации контролируют соблюдение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации при выполнении перевозок пассажиров, багажа и почты в международном сообщении. Пассажиры и члены экипажа автобусов международного сообщения должны иметь паспорта установленной формы с действительными визами.
Для российских граждан при поездках в большинство стран требуется виза этих стран, а для возвращения их в Россию виза не требуется. Граждане иностранных государств, с которыми Россия имеет визовый обмен, должны иметь при въезде в Россию визу, полученную в российском представительстве. Обеспечение членов экипажей автобусов паспортами и визами осуществляется перевозчиком.

Органы Федеральной таможенной службы контролируют перемещение через Государственную границу Российской Федерации подвижного состава, различных материальных ценностей и информации. Автобусы, совершающие международные рейсы, должны быть обеспечены документацией, подтверждающей обязательства перевозчика соблюсти установленные правила временного ввоза и вывоза транспортных средств (карнеты «де пассаж»). Международный автомобильный перевозчик перед поездкой должен информировать своих пассажиров о правилах перевозки багажа и ценностей через Государственную границу Российской Федерации.

Органы Федеральной службы по труду и занятости и органы профсоюзного надзора осуществляют надзор за соблюдением перевозчиками трудового законодательства и законодательства об охране труда и техники безопасности. Особенно актуален контроль за режимами труда и отдыха водителей автомобилей, поскольку установлено, что длительное (свыше 10 ч в день) пребывание за рулем автомобиля резко увеличивает риск попадания в ДТП. Такой контроль производят также органы Госавтодорнадзора и ГИБДД. В организациях транспорта контролируется соблюдение норм безопасности труда согласно Межотраслевым правилам охраны труда на автомобильном транспорте, утвержденным постановлением от 12.05.2003 № 28 Минтруда России.

Органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за рыночной концентрацией, проводят государственную политику в развитии предпринимательства, прежде всего его «малых форм», принимают участие в защите прав потребителей. Опасной признается концентрация от 35 до 50 % доли рынка.
Перевозчик, которому принадлежит более 50 % рынка, признается доминирующим субъектом. Применение мер антимонопольного законодательства предусматривает процедуры деления монополий и государственного регулирования ценообразования на их услуги. В области автомобильных пассажирских перевозок это актуально для организаций городского автобусного транспорта, ГНЭТ.
От монополий следует отличать естественные монополии. Если первые возникают ввиду использования хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения на рынке и подлежат искоренению, то вторые появляются на транспорте вследствие особых эксплуатационных условий и нуждаются в специальном регулировании, преследующем цель замещения отсутствующей в этом случае конкуренции. На автомобильном транспорте таких условий объективно нет. Однако они наблюдаются на ГНЭТ. Это контактно-кабельная сеть трамвая и троллейбуса, рельсовый путь трамвая. К естественным монополиям следует отнести и метрополитен.
Действительно, невозможно представить себе, как будут проложены альтернативные контактные провода или рельсовые пути по улицам, уже имеющим эти устройства. Еще абсурднее затея с альтернативными тоннелями метрополитена. Поскольку ГНЭТ относится к предмету ведения субъектов Российской Федерации, режим регулирования таких естественных монополий должен быть определен транспортным законодательством субъектов Российской Федерации. Однако соответствующие законы до настоящего времени еще не приняты. Отнесение к сфере естественных монополий приводит к регулированию деятельности соответствующих субъектов рынка государственными органами по регулированию естественных монополий.
Подавляющая часть объема перевозок пассажиров автомобильным транспортом (более 90%) и все перевозки ГНЭТ осуществляются на условиях государственного или муниципального заказа (контракта) с частичным или полным финансированием из средств соответствующего бюджета. В общем объеме перевозок пассажиров всеми видами транспорта такие перевозки занимают более 95%. Самые распространенные городские автобусные перевозки частично финансируются из бюджетных источников. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации организация, получающая бюджетное финансирование, относится к разряду бюджетных, и ее деятельность по расходованию средств и исполнению соответствующих контрактов контролируется органами исполнительной власти, ответственными за использование бюджетных средств (казначейства, контрольные палаты и т.д.).

Министерство по информационным технологиям и связи Российской Федерации по согласованию с Минтрансом России утвердило правила, в соответствии с которыми осуществляется перевозка почты автомобильным транспортом. Федеральная служба по надзору в сфере связи контролирует соблюдение этих правил перевозчиками.

Прокуратура Российской Федерации и ее территориальные органы осуществляют общий надзор за соблюдением действующего
законодательства.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов, в том числе и относящихся к сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Органы городского пассажирского транспорта в соответствии с административным законодательством осуществляют контроль за полнотой и своевременностью оплаты пассажирами проезда и провоза багажа, использованием билетной продукции. При обнаружении нарушений эти органы накладывают штрафы, составляют рапорты о выявленных нарушениях.