Выбрать страницу

По данным рейтинга «Крупнейшие российские обувные сети», составленного Fashion Consulting Group, главной тенденцией развития обувного ритейла в 2011 году стала положительная динамика роста числа магазинов у сетей – лидеров рынка.
Этому способствует активное сокращение форм нецивилизованной торговли. Согласно данным Росстата, за период с 1 января 2010 по 1 января 2011 г. закрылось 9900 точек продаж на розничных рынках. Только в период с января по апрель 2011 г. число торговых мест там сократилось еще на 12 800 единиц.
Такая тенденция способствует усиленному развитию обувных сетей лидеров рынка, работающих в нижнем и нижне-среднем ценовых сегментах. Всего за год с июня 2010 г. по июнь 2011 г. было открыто 1388 магазинов у 30 возглавляющих список ритейлеров.
30 крупнейших российских обувных сетей

Среди них 77% новых магазинов относится к сетям нижнего и среднего-минус ценовых сегментов, т. е. продающих аналогичную по параметрам цена-качество продукцию, ранее представленную в нецивилизованной торговле. Самый активный прирост количества торговых точек за год, с июня 2010 г. по июнь 2011 г., наблюдался у сети «ЦентрОбувь» (+ 244 магазина), на втором месте находится компания «Юничел» (+ 150 магазинов), далее следует Ralf Ringer (+ 122 магазина) и Belwest (+ 107). Более 50 магазинов открыто сетями: Монарх (+ 84), Carlo Pazolini (+ 81*), Монро (+ 74), Francesco Donni (+ 72), Respect (+ 69), ZENDEN (+ 63), Chester (+ 56), ECCO (+ 53). Однако несмотря на значительное увеличение числа магазинов у розничных операторов, на российском рынке обуви все еще относительно низкая конкуренция по сравнению с другими развитыми странами. Это вызвано тем, что рынок слабо консолидирован. Тенденция к увеличению консолидации, а также к росту обувных сетей наметилась в посткризисный период. Согласно официальной информации о розничных продажах компаний, официально публикующих свои данные**, их совокупная доля в 2010 г. составила 7,5% по сравнению с 4% в 2008 году. Лидерами по количеству торговых точек на российском розничном рынке обуви являются сети: «ЦентрОбувь» (575 салонов), «Юничел» (320), Ессо (264), Ralf Ringer (250), Francesco Donni (211), Монро (190), Carlo Pazolini (182*), Chester (175), Respect (134), «Эконика» (132). Более 100 магазинов на территории России у сетей: «Терволина» (126), Centro (120), «Вестфалика» (119), Belwest (109), ZENDEN (106). В перспективе тенденция к увеличению количества магазинов в крупных сетях и рост консолидации этого сегмента ритейла будет только усиливаться, тем самым приближая российский рынок к западной модели. Организованная торговля постепенно вытеснит одиночные неформатные магазины и розничные рынки. Сегодня доля нецивилизованных каналов продаж в ритейле обуви еще значительна (39% по итогам первого квартала 2011 года, по информации Росстата) и влияет на динамику этого сектора рынка в целом. Нецивилизованные форматы – это резерв для укрупнения сетей в ценовых сегментах нижний и средний-минус. По оценке Fashion Consulting Group, потенциал роста цивилизованной розничной торговли составляет 30% от общей емкости обувного рынка, при условии сохранения подобных темпов сокращения торговых мест на ярмарках. Методика рейтинга Shoes retail rating Fashion Consulting Group «30 крупнейших российских обувных сетей»: Рейтинг составлен консалтинговым агентством Fashion Consulting Group на основании анализа данных, предоставленных обувными компаниями, а также по информации, взятой из открытых источников, по итогам первого полугодия 2011 года. Количество магазинов включает в себя фирменную розничную сеть собственных и франчайзинговых/партнерских обувных салонов бренда на территории России. Количество точек продаж на территории стран СНГ не фигурирует в рейтинге. Количество магазинов не включает в себя: корнеры, формат shop-in-shop, а также нефирменные точки торговли.